Структурные изменения
Государственная Дума в VIII созыве претерпела существенные изменения. Ее состав обновился почти наполовину – 47,6 % (из 450 депутатов 214 новых). На выборах в 2021 году пятипроцентный барьер прошли пять политических партий – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди». Таким образом, в ГД представлены пять фракций – на одну больше, чем в IV – VII созывах.
Сложнее стала структура Государственной Думы – образовано 32 комитета (в ГД VII созыва было 26 комитетов). С учетом новых конституционных полномочий усилено взаимодействие с Правительством РФ. Структура соответствует профилю отраслевых министерств. Данное решение позволило повысить эффективность диалога с Правительством, расширить возможности парламентского контроля.
При этом был сохранен подход к распределению руководящих постов в комитетах среди фракций – 50 на 50. Представители конституционного большинства – «Единой России» – возглавляют 17 комитетов Государственной Думы. Остальные – парламентская оппозиция.
Всего за год работы депутаты восьмого созыва приняли 554 закона. Что особенно важно, две трети (362 – 65,3 %) принятых законов прямого действия. В отношении инициатив, которые требуют принятия подзаконных актов, Государственная Дума совместно с Правительством контролирует график подготовки всех необходимых нормативных документов, чтобы законы вступали в силу своевременно и в полном объеме.
Приоритет – работа над социально значимыми законами
Треть принятых за этот год законов – социально значимые (199 законов — 35,9 %). Депутаты вне зависимости от политических взглядов едины в вопросах социальной защиты граждан, обеспечения безопасности и территориальной целостности России.
По инициативе Президента РФ Владимира Путина минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум повышались в 2022 году два раза – на 8,6 % с начала года, с 1 июня на 10 %. Сейчас МРОТ составляет 15 279 руб., прожиточный минимум в целом по РФ на душу населения – 13 919 руб. Благодаря этому выросли зарплаты и социальные выплаты более 19 млн человек.
На рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального бюджета на 2023 г., которым предусматривается увеличение минимального размера оплаты труда до 16 242 руб., а прожиточного минимума – до 14 375 руб.
Последовательно выстраивается система поддержки семей с детьми от рождения до окончания школы.
С 2023 г. заработает объединенный Социальный фонд России. Это позволит расширить число семей с детьми, которым предоставляется поддержка из бюджета. Новое универсальное пособие коснется порядка 10 млн детей, на эти цели будет направлено 1,7 трлн руб. из федерального и регионального бюджетов.
Материнский капитал планируется проиндексировать на 12,4 % с 1 февраля 2023 г. После индексации он составит 589,5 тыс. руб. на первого ребенка и 779 тыс. руб. на второго.
Защищены права детей, получающих пенсии по инвалидности и потере кормильца. При трудоустройстве по направлению центров занятости сохранится их право на доплату к пенсии. Родители детей-инвалидов могут теперь бесплатно пребывать с ними в больнице.
От списания по кредитам и исполнительному производству защищены социальные выплаты. Эта норма будет касаться не только разовых выплат, назначенных решением Президента или Правительства, но и других видов социальной помощи, в том числе новых пособий беременным женщинам, находящимся в трудном положении.
Введены группы продленного дня в школах. Проживание и питание одаренных детей, обучающихся в специализированных учебных научных центрах (СУНЦ), теперь на постоянной основе обеспечивается за счет бюджетных средств.
Освобождены от НДФЛ доходы, которые получили семьи с двумя и более детьми при продаже жилья, в случае приобретения нового жилья в целях улучшения жилищных условий.
Расширен перечень трудовых гарантий для работников, имеющих детей. Если работник один воспитывает ребенка до 14 лет, привлечь его к работе в ночное время, сверхурочной работе, направить в командировку теперь можно только с его письменного согласия.
Существенно расширены меры социальной поддержки детей-сирот. Они получили преимущественное право поступления в техникумы и колледжи. До получения собственного жилья дети-сироты теперь могут зарегистрироваться по адресу местной администрации и получать социальные выплаты.
Были приняты законы об индексации пенсий неработающим пенсионерам и зарплат бюджетников с учетом инфляции.
Защита жителей Донбасса
Особой темой первого года работы депутатов восьмого созыва стала поддержка вхождения в состав РФ Донбасса и регионов Новороссии.
Государственная Дума 15 февраля приняла Постановление об обращении «К Президенту Российской Федерации Владимиру Путину о необходимости признания Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики». Были ратифицированы договоры с ДНР и ЛНР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Все фракции едины в поддержке решений Президента. Государственная Дума 3 октября ратифицировала четыре договора между РФ и Донецкой и Луганской Народными Республиками, Запорожской и Херсонской областями о принятии этих территорий в состав России, образовании новых субъектов и одобрила четыре федеральных конституционных закона.
С конца февраля Государственной Думой принято порядка 25 законов, связанных с проведением специальной военной операции.
В частности, урегулированы вопросы оказания первой медицинской помощи военнослужащим в условиях военного времени. Расширен статус ветерана боевых действий на сотрудников силовых структур, выполняющих задания на территории Донбасса, и на гражданских лиц Вооруженных Сил РФ, включая военных корреспондентов.
По поручению Президента РФ проиндексированы пенсии военным пенсионерам на 8,6 % и с 1 июня на 10 %. С 1 октября этого года на 4 % проиндексировано денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Военнослужащим, признанным не годными или ограниченно годными по состоянию здоровья к военной службе, предоставлено право на продолжение военной службы. При этом за ними закрепляется право в любой момент уволиться с военной службы по состоянию здоровья. При увольнении с военной службы таким военнослужащим будет выплачиваться единовременное пособие.
Установлен запрет списания по исполнительным листам выплат, которые положены военнослужащим, участвующим в СВО.
Приняты законы, которые защитят трудовые права мобилизованных – за ними сохранится рабочее место, должность, а также социально-трудовые гарантии на весь период военной службы. Период приостановления действия трудового договора засчитывается в трудовой стаж работника.
Мобилизованным, контрактникам, а также заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы, и тем, кто находится на их иждивении, предоставляются «кредитные каникулы». В случае гибели военнослужащего или получения им I группы инвалидности предусмотрено полное прекращение обязательств по его кредитным договорам.
Также принят закон об освобождении мобилизованных и членов их семей от пеней за просрочку оплаты услуг ЖКХ и взносов за капремонт.
Поддержка экономики и граждан в условиях санкций
С марта депутаты совместно с Правительством прорабатывали антисанкционные законопроекты.
Благодаря принятым мерам удалось стабилизировать экономическую ситуацию, дать возможность бизнесу перенастроить логистические и производственные цепочки, сохранить рабочие места.
Среди новелл – освобождение граждан от уплаты подоходного налога на проценты, полученные за 2021–2022 гг. по вкладам в банках, введение нулевой ставки по налогу на прибыль для IT-компаний в 2022–2024 гг., а также обнуление НДС для гостиничного бизнеса на пять лет. Существенно снижены меры административной ответственности для бизнеса. Упрощен допуск на российский рынок зарубежных лекарств в оригинальной упаковке. Решен вопрос параллельного импорта, что позволит обеспечить рынок товарами.
Дополнительные доходы бюджета направляются на поддержку экономики. Введено оперативное использование дополнительных ненефтегазовых доходов. Все доходы, поступающие в бюджет, идут на его расходную часть.
Поддержка регионов
Благодаря принятым законам получили поддержку регионы. До 1 января 2023 г. сняты ограничения на размер резервных фондов для субъектов РФ и муниципальных образований (это возможность для формирования резервов для оперативного нивелирования последствий роста цен на категории товаров первой необходимости, строительные материалы, для выравнивания кассовых разрывов и качественного исполнения первоочередных расходных обязательств по расчетам по заработной плате и иным социальным обязательствам). В связи с удорожанием стоимости строительства продлено на 2022 г. право регионов направлять средства, высвобождаемые в результате реструктуризации бюджетных кредитов, не только на инфраструктурные проекты, но и на реализацию региональных проектов.
Регионам в 2022 г. предоставляется бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете в размере 10 % дохода регионального бюджета.
Упрощены расчеты за поставленные товары, в том числе строительные материалы, при казначейском сопровождении бюджетных средств на основании госконтрактов (зачисление средств идет сразу на расчетный счет поставщика товара без открытия счета участника казначейского сопровождения).
Предусмотрено выделение бюджетных кредитов на замещение коммерческих кредитов, уже погашенных регионами в январе-феврале 2022 г.
Увеличен с 390,7 до 420 млрд руб. объем средств, которые Минфин вправе предоставить регионам для погашения коммерческих долговых обязательств в 2022 г.
Обсуждение острых вопросов с участием представителей гражданского общества и регионов
Отличительной чертой Государственной Думы стала работа в формате больших парламентских слушаний. В зал пленарного заседания для обсуждения острых вопросов, законодательных решений приглашаются представители гражданского общества, регионов, бизнеса, профессионального сообщества, федеральной и региональной власти.
6 октября этого года прошли «большие» парламентские слушания о состоянии городского общественного электротранспорта в регионах. В период весенней сессии 2022 года состоялись «большие» парламентские слушания о вопросах развития системы высшего образования в России.
В формате парламентских слушаний обсуждались также вопросы развития Арктической зоны, совершенствования законодательного регулирования деятельности органов опеки, развития сельских территорий, обеспечения информационной безопасности детей, ценообразования на продовольственные товары и на промышленную продукцию для АПК, регулирования жилищно-коммунального хозяйства.
Ссылка на источник >>