К сервису Банка России — платформе «Знай своего клиента» — подключились все банки. C 1 июля 2022 года они получают от Банка России информацию о том, к какой группе риска совершения подозрительных операций можно отнести юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эти данные банки могут использовать для того, чтобы определять режим работы с каждым клиентом.
Ресурс располагает сведениями о 7 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Банк России на основе собственных аналитических данных распределил их на три группы — низкого, среднего и высокого уровней риска («зеленую», «желтую» и «красную»). На данный момент к «зеленой» группе, по оценке регулятора, принадлежит около 99% компаний, к «желтой» — 0,7%, к «красной» — 0,3%.
Если клиенты относятся к «зеленой» группе, операции между ними должны проводиться беспрепятственно. Если же и банк, и регулятор поставили клиенту «красную» оценку, банк должен незамедлительно установить запрет на проведение практически всех его операций. Предприниматели, не согласные с их включением в группу высокого риска, могут обжаловать такое решение в Межведомственной комиссии при Банке России, в которую входят Росфинмониторинг, ФТС России, уполномоченный по правам предпринимателей, а также представители банковских и бизнес-объединений.
Информация платформы является для банков вспомогательной, окончательную оценку о добросовестности бизнеса своих клиентов с точки зрения антиотмывочного законодательства они должны присваивать самостоятельно.
«Использование платформы позволит снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей и сэкономить ресурсы кредитных организаций, которые смогут сосредоточиться на предупреждении подозрительных операций, — сказал директор Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский. — Мы предварительно протестировали работу сервиса со всеми банками и провели с ними встречи, подробно ответили на возникшие вопросы. Такая подготовка поможет избежать технологических проблем и обеспечить корректную работу платформы».