Законопроектом вводится обязанность Операторов незамедлительно информировать об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных уполномоченные органы власти, а также обязанность обеспечивать непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
Втрое (с 30 до 10 дней) сокращаются сроки исполнения Операторами запросов органов власти и граждан по вопросам, связанным с незаконной обработкой персональных данных.
Устанавливается прямой запрет Операторам на отказ гражданам в оказании услуг при отказе предоставить свои персональные данные (в т.ч. биометрические), если такое предоставление не является обязательным.
На Операторов также возлагается обязанность прекратить дальнейшую обработку персональных данных по требованию их владельца в 30- дневный срок.
Одновременно вводится ограничение на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних.
Совершенствуется порядок трансграничной передачи персональных данных.
Уточняется, что при трансграничной передаче данных определяющим является не организационно-правовая форма получателя, а его нахождение на территории иностранного государства.
Устанавливается обязанность Операторов информировать уполномоченные органы власти о намерении трансграничной передачи персональных данных.
В исключительных случаях, при наличии угроз для обороны, безопасности и основ конституционного строя, такая передача может быть ограничена по решению уполномоченного органа власти.
Вводится экстерриториальность применения российского законодательства о персональных данных.
Устанавливается возможность вмешательства уполномоченных органов власти в вопросы обработки персональных данных российских граждан на территории других государств.
Наряду с этим изменения вносятся и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Устанавливается, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия физического лица - субъекта таких данных. Для этого в ЕГРН вносится соответствующая запись на основании заявления физического лица, за которым в ЕГРН зарегистрировано право, ограничение прав или обременение на объект недвижимости, а также при внесении соответствующей отметки в заявление о государственной регистрации права.
В отсутствии указанной записи сведения из ЕГРН могут быть предоставлены только по запросу нотариуса, действующему на основании письменного заявления заинтересованного лица в целях защиты его прав и законных интересов. К таким обстоятельствам, в частности, могут относиться: наличие договора, стороной которого являются заявитель и правообладатель, причинение ущерба личности или имуществу заявителя, наличие оснований для предъявления заявителем вещного иска к правообладателю и др.
В этой связи корреспондирующие изменения также вносятся в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1.
Указанные изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате устраняют существующую правовую коллизию, когда Операторы, с одной стороны, обязаны не раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия их правообладателя, но, с другой, выдача персональных данных из ЕГРН осуществляется без каких-либо ограничений.