Законопроект подготовлен с целью повышения эффективности контроля рисков на финансовом рынке, обеспечения финансовой стабильности и защиты прав клиентов финансовых организаций и предусматривает введение требований к деятельности объединений с участием некредитных финансовых организаций (далее - НФО) на основе принципов действующего регулирования банковских объединений.
Законопроект вводит понятия финансовой группы и финансового холдинга, к также условия, при которых объединения юридических лиц признаются финансовыми группами или финансовыми холдингами.
В частности, финансовой группой по общему правилу признается объединение юридических лиц, находящиеся под контролем или значительным влиянием финансовой организации, а финансовым холдингом - объединение юридических лиц, находящихся под контролем нефинансовой организации, одним из участников которого является финансовая организация, и доля финансовой деятельности в деятельности которого составляет не менее 40 процентов.
При этом предусматривается создание единой системы регулирования кросс-секторальных объединений на финансовом рынке, при которой определенные действующим законодательством банковские группы и банковские холдинги признаются отдельными подвидами финансовых групп и финансовых холдингов соответственно. Такая единая система позволит устанавливать гармонизированные и пропорциональные требования к деятельности финансовых объединений в зависимости от масштабов их деятельности, характера и размера принимаемых ими рисков.
Законопроектом устанавливаются общие требования к деятельности финансовых групп и холдингов (в частности, обязанность уведомлять Банк России об образовании финансовой группы и холдинга, раскрывать информацию о деятельности финансовой группы и холдинга, составлять и представлять в Банк России отчетность), а также требования к финансовой устойчивости финансовых групп (норматив достаточности капитала финансовой группы, требования к системам управления рисками и капиталом и внутреннего контроля финансовой группы, требования к плану восстановления финансовой устойчивости финансовой группы). Вместе с тем в отношении банковских групп и банковских холдингов не вводится новых дополнительных требований, за исключением замены предусмотренного действующим законодательством права банковских групп составлять план восстановления финансовой устойчивости на консолидированной основе на соответствующую обязанность.
Кроме того, по аналогии с действующими положениями в отношении участников банковской группы или банковского холдинга участникам финансовой группы или финансового холдинга предоставляются полномочия по обмену документами и сведениями в целях выполнения требований по Идентификации клиентов, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Законопроект предусматривает наделение Банка России рядом полномочий в отношении финансовых групп и холдингов, аналогичных действующим полномочиям Банка России в отношении банковских групп и холдингов и необходимых для осуществления эффективного надзора за деятельностью НФО на консолидированной основе (в частности, правом требовать признания объединения финансовой группой или холдингом, правом ограничивать проведение кредитными организациями (далее - КО) и НФО - участниками финансовой группы (холдинга) отдельных операций с иными участниками финансовой группы (холдинга), правом проводить оценку систем управления рисками, капиталом и внутреннего контроля финансовой группы) и полномочием направлять предписание акционерам (участникам) НФО в случае совершения указанными лицами сделок с НФО, повлекших потерю финансовой устойчивости НФО или финансовой группы.
Принятие новых требований к деятельности финансовых групп и финансовых холдингов потребует введения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях нового состава административных правонарушений, предусматривающего ответственность головной организации финансовой группы (за исключением головной кредитной организации банковской группы) за нарушение законодательства Российской Федерации о финансовых группах и финансовых холдингах. Соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подготовлен совместно с законопроектом.
С учетом особенностей деятельности НФО в законопроекте реализован принцип пропорциональности регулирования: требования законопроекта распространяются только на те виды НФО, в отношении которых на индивидуальной основе установлены требования к финансовой устойчивости (негосударственные пенсионные фонды, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (кроме инвестиционных советников), организаторы торговли, клиринговые организации, управляющие компании, микрофинансовые организации). Кроме того, законопроект предусматривает право Банка России не распространять отдельные требования законопроекта на финансовые объединения (за исключением банковских групп и банковских холдингов), объем активов КО и НФО - участников которых меньше величины, определенной нормативным актом Банка России, что позволит не распространять вводимые требования на финансовые объединения с небольшим масштабом деятельности.