Совет директоров НАУФОР на заседании 15 сентября обсудил проект основных направлений развития финансового рынка, подготовленный Банком России. В заседании принимал участие заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин.
К заседанию НАУФОР обобщила предложения Банка России и реакцию рынка, а также добавила предложения, которые ассоциация в настоящее время обсуждает с регулятором. Консолидированную позицию представил президент НАУФОР Алексей Тимофеев, члены совета директоров НАУФОР высказались по отдельным темам и обсудили их с В. Чистюхиным.
Среди важных мер члены совет директоров выделили темы кросс-идентификации инвесторов, налогового стимулирования, развития IPO, темы коллективных инвестиций, фидуциарной ответственности НПФ.
В ходе заседания обсуждались следующие позиции:
В вопросе содействия созданию маркетплейсов - по мнению НАУФОР, необходимо:
1) разрешить совмещение деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельностью управляющей компании ПИФ и НПФ, а также деятельностью кредитной организации;
2) исключить для профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний ПИФ и НПФ, а также для кредитных организаций требование к минимальному размеру собственных средств оператора финансовой платформы;
3) исключить ограничения на организационно-правовую форму оператора финансовой платформы.
В вопросе совершенствования механизма индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) - НАУФОР высказала обеспокоенность судьбой ИИС 1-го типа и предлагает рассмотреть возможность увеличения суммы ежегодного налогового вычета по ИИС 1-го типа до 1 млн руб., если счет не закрыт по прошествии трех лет, а также дополнить линейку счетов «ИИС - образование».
В вопросе создания нового инструмента - долевого накопительного страхования жизни (страхование жизни с инвестиционной составляющей, вариант структурного продукта) - НАУФОР выступает против возможности совмещения лицензий на осуществление страховой деятельности и на управление инвестиционными фондами и считает, что создание нового продукта возможно без совмещения указанных видов деятельности.
В вопросе развития индустрии НПФ и расширения фидуциарной ответственности НПФ за состояние инвестиционного портфеля (сейчас только за приобретение, планируется - за принятие решения о сохранении отдельных активов в портфеле) - НАУФОР поддерживает, но считает необходимым рассмотреть вопрос об отмене административной фидуциарной ответственности НПФ.
В вопросе совершенствования принципа фидуциарной ответственности инвестиционных советников, доверительных управляющих и управляющих компаний инвестиционных фондов - НАУФОР поддерживает унификацию требований к фидуциарной ответственности, а именно введение общих правил привлечения к ответственности за недобросовестность и нелояльность интересам клиента для управляющих ценными бумагами, инвестиционных советников, УК, а также для НПФ.
Такая унификация не должна предусматривать распространения механизма административной фидуциарной ответственности, действующего сегодня на пенсионном рынке, на иные финансовые организации.
В отношении стандартизации раскрытия клиенту информации об инвестиционных продуктах в виде паспорта (не только сложных) - НАУФОР концептуально поддерживает, однако считает, что:
1) на рынке ценных бумаг стандартизация должна проводиться на основе уже имеющихся стандартов СРО или частично - на основе базовых, частично на основе внутренних;
2) паспорта продуктов должны вводиться только для сложных и структурных продуктов, и готовить их должны эмитенты этих продуктов.
В отношении развития поведенческого регулирования и надзора - НАУФОР обращает внимание, что эффективность превентивного надзора носит ограниченный характер, при его чрезмерном использовании он может вредить функционированию и развитию рынка.
Также НАУФОР предложила отразить в стратегии следующие темы:
1. Создание подраздела об управляющих компаниях ПИФ и включение в него следующих мер:
1) передача функций налогового агента от управляющей компании инвестиционных фондов брокеру-депозитарию, на счету которого учитываются паи ПИФ;
2) освобождение от налога доходов, выплачиваемых по паям ПИФ;
3) разрешение передачи валюты в оплату паев валютных ПИФ;
4) упрощение процесса размещения паев открытых и интервальных ПИФ;
5) расширение состава и структуры активов биржевых ПИФ.
2. Повышение разнообразия финансовых инструментов на российском рынке
1) развитие рынка иностранных финансовых инструментов и отечественных финансовых инструментов в иностранной валюте;
2) разрешение расчетов в иностранной валюте между инициатором выпуска облигаций, номинированных в иностранной валюте, и выпустившей их компанией;
3) развитие рынка структурных продуктов, в том числе структурных облигаций;
4) упрощение допуска на российский рынок ETF.
3. Повышение привлекательности инвестиций для российских частных инвесторов
1) распространение правил определения налогооблагаемого дохода по вкладам на облигации, обращающиеся на организованном рынке;
2) освобождение от налога дохода в виде валютной переоценки;
3) наделение брокера функциями налогового агента по доходам розничных инвесторов по иностранным ценным бумагам.
4. Повышение привлекательности инвестиций на российском рынке для нерезидентов
1) упрощение идентификации физических лиц-нерезидентов;
2) отмена для нерезидентов налогов на доходы от операций с ценными бумагами, обращающимися на российском организованном рынке и доходов по таким ценным бумагам;
3) отмена налогов на доходы нерезидентов по долговым ценным бумагам, обращающимся на российском организованном рынке.
5. Создание условий для информированного выбора потребителей и снижение барьеров для поставщиков финансовых услуг
1) введение возможности кросс-идентификации клиентов для некредитных организаций;
2) продолжение процесса снижения регулятивной нагрузки;
3) обеспечение возможности финансового инжиниринга - продуктовой конкуренции (создание структурных продуктов, которые отражают спрос инвесторов на комбинацию разных финансовых инструментов).
6. В части развития НПФ:
1) расширение возможностей инвестирования средств НПФ в ПИФ;
2) расширение возможностей НПФ по участию в IPO;
3) снижение ограничений для инвестирования в иностранные финансовые инструменты средств пенсионных накоплений;
4) создание государственной программы софинансирования личных взносов граждан в НПФ (возможно, для отдельных социальных, отраслевых или демографических групп).
Среди мер, которые не получили поддержки, были упомянуты:
- отмена налогового стимулирования в иностранные активы (раздельный расчет налоговой базы по ИИС для российских и иностранных активов, предоставление вычета только в отношении доходов по российским активам);
- открытие счетов депо инвесторов в центральном депозитарии;
- введение жестких нормативных требований в этой области корпоративного управления представляется нецелесообразным, стимулирование должно иметь рекомендательный характер.
Таблица разногласий >>
Ссылка на источник >>