Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в соответствии с которыми медиативные соглашения (далее – соглашения) стали одним из видов исполнительных документов, предъявляемых к принудительному взысканию.
Появилась практика недобросовестного использования участниками хозяйственного оборота нотариально-удостоверенных медиативных соглашений в целях обеспечения транзитного движения и обналичивания денежных средств.
В последнее время Федеральная служба по финансовому мониторингу фиксирует рост объемов сомнительных операций на основании соглашений, и, соответственно, вовлеченности медиаторов в проведение такого рода сомнительных операций, что, безусловно, дискредитирует формирующийся в России институт альтернативного урегулирования споров.
С учетом выявленной практики Центр медиации при РСПП совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу рекомендуют медиаторам при проведении процедур медиации:
1. Оценивать характер спора, возникшего из правоотношений, и наличие признаков его фиктивности;
2. Оценивать деятельность сторон соглашения на предмет наличия у них признаков технических компаний (фирм-однодневок), а именно:
- непродолжительный период фактической деятельности (менее года);
- наличие записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
- наличие сведений о том, что руководитель, а также участники/учредители стороны спора - юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;
- необъяснимые изменения в структуре корпоративной собственности юридического лица стороны спора;
- неоднократные изменения организационно-правовой структуры юридического лица стороны спора;
- регистрация стороны спора осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц либо по адресу нахождения здания (помещения), не пригодного для ведения декларируемой юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности;
- отсутствие сведений о деятельности сторон спора в общедоступных источниках информации;
- несоответствие масштабов бизнеса и суммы, а также характера, возникшего из правоотношений спора.
При выявлении такого рода признаков рекомендуется запросить у сторон дополнительные сведения, для более комплексной оценки сути правоотношений, а также отказать в процедуре медиации в случае подтверждения на основе перечисленных признаков противоправности действий сторон.
Причастность к совершению подозрительных операций, имеющих целью выведение денежных средств в теневой оборот, является основанием для привлечения всех сторон соглашения, в том числе медиаторов, к уголовной ответственности.
Ссылка на источник >>