Интерфакс >> Финансовые организации стали осторожнее в подборе персонала

Центральный банк РФ в этом году запустит механизм выявления контролеров финансовых организаций. Это важнейший шаг на пути снятия так называемой корпоративной «вуали» и привлечения к ответственности лиц, ответственных за крах банка, страховой компании или НПФ. О том, как ЦБ будет реализовать новые полномочия, о произошедших изменениях в «черной» базе финансистов и планах по расширению закона о деловой репутации рассказала в интервью «Интерфаксу» директор департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России Людмила Тяжельникова.

— С 1 июля вступает в силу закон, наделяющий ЦБ полномочиями по ведению перечня лиц, контролирующих финансовые организации. Как будет работать этот механизм?

— Закон устанавливает обязанность для кредитных и страховых организаций, а также НПФ на постоянной основе определять контролирующих их лиц по критериям, прямо установленным законом, и направлять эту информацию в Банк России для включения в перечни контролирующих лиц. При необходимости финансовые организации также должны обновлять данную информацию. Перечни контролирующих лиц ведутся Банком России по каждой из финансовых организаций.

Еще важно понимать, что обязанность уведомлять тех лиц, информация о которых как о контролирующих лицах направлена в Банк России, лежит на самой финансовой организации.

Мы сделали всю необходимую работу, чтобы подготовить участников рынка к вступлению закона в силу и новым требованиям. Разработали необходимые нормативные акты, два из них, устанавливающие порядок и сроки направления информации в Банк России и порядок направления лицом в Банк России запроса о наличии (отсутствии) сведений о нем в перечне контролирующих лиц, находятся на регистрации в Минюсте. Но чтобы рынок мог ознакомиться с ними заранее, мы опубликовали эти акты на сайте Банка России в разделе «Допуск на финансовый рынок» (Важные материалы).

Там же, кстати, размещена презентация по основным процедурам закона, включая описание схемы взаимодействия финансовых организаций и Банка России, которая поможет заинтересованным лицам разобраться в новом законе.

Мы провели вебинар для участников рынка, на которых распространяются требования данного закона, а также для ассоциаций и СРО, объединяющих указанных участников, вызвавший очень большой интерес. Вопросов было много, закон сложный, но на все вопросы были даны ответы. Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы уже опубликованы на сайте Банка России в том же разделе (Разъяснения), и мы будем их дополнять по мере накопления практики.

Надеемся, что уже отработанные в прежние годы процедуры взаимодействия с участниками рынка, в том числе по вопросам согласования лиц, раскрытию структур собственности, помогут им в выполнении норм закона. Проблем возникнуть не должно.

— Когда первый раз финансовые организации должны представить перечень контролирующих лиц?

— В течение 60 дней с момента вступления в силу нормативных актов, о которых я говорила выше. Минюст пока не зарегистрировал их, поэтому конкретной даты нет.

— У ЦБ же появляется право включать контролирующих лиц самостоятельно?

— Да, верно. Закон предусматривает такую возможность. Для признания Банком России лица контролирующим финансовую организацию, в дополнение к представленной финансовой организацией информации, необходимо решение комитета банковского или финансового надзора Банка России. О таком решении Банк России уведомляет финансовую организацию для дальнейшего информирования указанного лица.

Соответственно, в итоге в перечень включаются контролирующие лица, информация о которых направлена в Банк России самими финансовыми организациями, а также лица, признанные Банком России контролирующими по решению комитетов банковского или финансового надзора.

— Это будет публично раскрываться?

— Да, прямым требованием закона является раскрытие информации о контролирующих лицах на сайте Банка России. Информация, поступающая от финансовой организации, будет размещена на ее странице в Справочнике финансовых организаций (Проверить финансовую организацию).

После принятия ЦБ решения о внесении нового лица в состав контролирующих лиц, соответствующий перечень на сайте Банка России будет дополнен.

Важно отметить, что на сайте Банка России будет раскрываться информация без персональных данных.

— Продолжат ли финансовые организации представлять в Банк России структуры собственности для их публикации на сайте ЦБ?

— Да, конечно. Это требования федеральных законов.

— Финансовые организации при первой передаче информации должны включать только тех, кто на момент вступления в силу закона подпадает под понятие контролирующих лиц?

— В перечень контролирующих входят две группы: лица, которые на дату составления списка соответствуют признакам контролирующих, а также лица, которые ранее соответствовали таким признакам, но с момента, когда они перестали соответствовать, прошло не более трех лет. По истечении трех лет со дня, когда лицо перестало соответствовать признакам контролирующего, оно исключается Банком России из перечня.

Например, если представить, что условный И.И. Иванов на 1 июля 2021 года занимал должность единоличного исполнительного органа (ЕИО) кредитной организации и прекратил свою работу как ЕИО 1 января 2022 года, тогда: в период с 1 июля 2021 года по 1 января 2022 он будет включен в перечень контролирующих лиц, поскольку соответствует одному из критериев, предусмотренных законом, а в период с 1 января 2022 года по 1 января 2025 года — как лицо, прекратившее соответствовать критериям, но с момента прекращения такого соответствия прошло менее трех лет.

Закон предоставил право лицу, внесенному в перечень контролирующих, обратиться в Банк России с сообщением о том, что оно перестало соответствовать признакам контролирующего лица. Банк России рассматривает обращение, и если соответствия признакам действительно больше нет, вносит необходимые изменения в этот перечень, а также информирует об этом финансовую организацию.

Контролирующее лицо может получить информацию о том, что его включили в соответствующий перечень не только из сообщения финансовой организации, но и направив запрос непосредственно в Банк России. И, как уже говорилась ранее, перечень контролирующих лиц будет размещаться на сайте Банка России.

Законом контролирующему лицу также предоставлено право обжаловать его включение Банком России в соответствующий перечень. Комиссия Банка России по рассмотрению жалоб на включение в перечни контролирующих лиц создана по решению совета директоров Банка России. Обращение в эту комиссию является обязательной досудебной процедурой обжалования. Жалоба и прилагаемые к ней документы могут быть представлены в Банк России на бумажном носителе или в форме электронного документа, если заявителю Банком России предоставлен доступ к личному кабинету.

— Все ли иностранные бенефициары банков сейчас известны ЦБ?

— Да. Количество контролеров — нерезидентов кредитных организаций, информация о которых раскрывается в рамках структуры собственности, на 30 июня 2021 года составляет 74.

Банк России с 2009 года ведет работу по выявлению «реальных собственников» банков. Потому среди кредитных организаций, которые обязаны раскрывать информацию о своих реальных собственниках, отсутствуют те, про структуру собственности которых Банку России не было бы известно.

— Правильно ли я понимаю, что для ЦБ с точки зрения собственников страховщиков, НПФов и банков вступление в силу этого закона каких-то больших сюрпризов не преподнесет?

— Больших сюрпризов мы не ожидаем, но время покажет.

— С какой периодичностью будут обновляться эти списки?

— По факту каких-либо изменений. Обо всех изменениях в перечне контролирующих лиц финансовая организация нас обязана информировать.

— Закон дает Банку России право определять контролирующие лица в соответствии со стандартами МСФО. Что поменяется с точки зрения полноты списка контролирующих лиц?

— МСФО является одним из критериев определения списка контролирующих лиц как для Банка России, так и для финансовых организаций. Об изменении полноты списков пока говорить не приходится, так как они еще не составлялись. Но стандарты МСФО сейчас применяются для раскрытия информации о структурах собственности финансовых организаций — это МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО 11 «Совместное предпринимательство» и МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия».

То есть лица, под контролем либо значительным влиянием которых с точки зрения структуры собственности находится финансовая организация, и ранее определялись в соответствии с указанными стандартами. Закон просто внес уточнение в критерии контролирующего лица, установленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», дополнив их стандартами МСФО.

При этом перечень контролирующих лиц будет включать не только лиц из структуры собственности финансовой организации. В перечень контролирующих лиц войдут, например, также руководители финансовых организаций, члены совета директоров (наблюдательного совета), другие лица.

— Тогда обратимся к закону о деловой репутации — три с половиной года прошло с момента ужесточения требований. Как сейчас он работает, на ваш взгляд?

— Моя оценка очень позитивная, закон работает хорошо, и все, что было задумано, реализуется. Мы обещали рынку через 2-3 года вернуться с предложениями по его совершенствованию и, возможно, расширению на других участников рынка. Некоторые коррективы в эти планы внесла пандемия, но тем не менее мы по-прежнему планируем это сделать.

Среди положительных действий этого закона я бы отметила и его кросс-функциональность, когда лица с неудовлетворительной деловой репутацией, например, на банковском рынке, попадают в «черную» базу и уже не могут участвовать в управлении другими финансовыми организациями.

— По итогам 2020 года число финансистов и собственников в этой базе показало снижение впервые за многие годы. С чем это связано?

— Это связано, в первую очередь, с тем, что из базы в силу требований закона в части срока нахождения в базе стали исключаться люди, попавшие туда в 2014-2016 годах — в период наиболее активной расчистки банковского рынка и высоких темпов отзыва лицензий. По решению комиссии по реабилитации из базы также могут быть исключены отдельные лица. Ну и третий фактор — это общее снижение числа отзывов лицензий и, соответственно, меньшее количество лиц туда попадает.

По состоянию на 30 июня 2021 года количество лиц в базе данных составляет 7302.

— Возвращаются ли эти люди в банковскую сферу и следит ли ЦБ за ними более пристально, чем за другими банкирами?

— Кто-то возвращается. У Банка России нет права отказать в согласовании на назначение. Соответственно, если у лица закончился срок нахождения в нашей базе, то оно с точки зрения закона вправе занимать должности в финансовых организациях или владеть крупными пакетами их акций (долей).

— Но вы как-то смотрите более пристально за организациями, где работают эти люди?

— Да, смотрим, конечно. Но мы видим, что и сами финансовые организации более осторожно относятся к подбору персонала.

— Сколько сейчас банкиров, пожизненно лишившихся права на занятие руководящих должностей в банках и покупку крупных пакетов акций в кредитных организациях?

— 44 человека. Из них 42 попались повторно, а еще двое (оба — председатели правления кредитных организаций) были признаны судом виновными в преднамеренном банкротстве кредитных организаций, и приговор вступил в законную силу (ст. 196 УК РФ).

— А нет планов распространить пожизненный запрет на работу в страховых организациях, НПФы, МФО и УК?

— Когда закон вступал в действие, мы думали о том, чтобы распространить пожизненный запрет для лиц с неудовлетворительной деловой репутацией и на упомянутые финансовые организации, а также о том, чтобы сделать универсальным срок нахождения в «черной» базе: для банков сейчас 10 лет, а для остальных — 5 лет. Пока это в процессе обсуждения, но мы считаем такую перспективу возможной.

— В каких случаях люди могут быть реабилитированы? Какие аргументы наиболее часто побуждают ЦБ менять своё решение?

— Нельзя в данном случае говорить об изменении решения ЦБ, ведь эти лица включаются в базу на основании требований закона, при наступлении триггерных событий, в силу занятия определенной должности либо наличия соответствующих прав. Уже затем комиссия рассматривает вопрос о возможности их досрочной «реабилитации» на основании мотивированных обращений таких лиц. Основной аргумент для «реабилитации», что такие лица сообщали в Банк России информацию о негативной деятельности своей организации. Кроме того, если они не были причастны к возникновению проблем у финансовой организации. Например, это заместители главного бухгалтера, у них тоже разные сферы ответственности, — кто-то занимается только начислением зарплаты, кто-то работает с налоговыми инспекциями. И если в этой части ничего нарушено не было, то, соответственно, комиссия удовлетворяет жалобу.

Много обращается руководителей филиалов страховых компаний. Если филиал не принимал участие в доведении компании до плохого состояния, то жалобы этих лиц удовлетворяются. Также положительное решение принимается, если человек временно исполнял обязанности в течение короткого срока и не допустил никаких нарушений. Если член совета директоров голосовал против решений, которые привели к отзыву лицензий впоследствии, он тоже может быть исключен из базы.

— А есть реабилитированные главы финансовых организаций? Такое вообще бывает?

— Это не массовая практика, это единичные случаи, но они бывают. Например, были реабилитированы два руководителя, являющиеся ЕИО в НКО, лицензии которых были отозваны в связи с недостижением к определенной дате минимального размера собственных средств, установленного законом «О банках и банковской деятельности». В одном случае нарушения, приведшие к отзыву лицензии НКО, были допущены уже после увольнения ЕИО с должности.

Среди причин удовлетворения жалоб были также ситуации, когда нарушения были допущены финансовой организацией до момента назначения лица на должность ЕИО или нахождение в этой должности очень короткий срок. Например, был случай, когда ЕИО занимал свой пост только 1 день из рассматриваемого в таких случаях периода в 12 месяцев, предшествующих отзыву лицензии, и не принимал решений, повлекших указанную меру. Были также удовлетворены 4 жалобы временно исполняющих обязанности ЕИО финансовых организаций, и по всех случаях причиной был короткий период времени исполнения обязанностей и отсутствие принятых ими решений, которые могли повлиять на возникновение оснований для отзыва лицензии.

— Актуальна ли проблема так называемых «теневых директоров»? В своё время ЦБ грозился включать их в «чёрный список».

— Закон о контролирующих лицах направлен в том числе на решение проблемы «теневых директоров». Наделение Банка России полномочиями признать лицом, контролирующим финансовую организацию кого-то вполне конкретного, по-нашему мнению, позволит существенно нивелировать указанную проблему.

Включение «теневых директоров» в «черный список», безусловно, необходимо, так в данном случае речь идет о тех лицах, кто несет ответственность за решения, принимаемые органами управления финансовой организации.

— Допустим, то же МСФО дает вам право включать этих директоров?

— Хочу отметить, что признаками, указанными в законе для определения контролирующих лиц, должны руководствоваться в первую очередь сами финансовые организации, обеспечивая полноту списка контролирующих лиц, а не только Банк России. Понятие «теневой директор» — достаточно широкое, и лицо может являться таковым в силу соответствия нескольким критериям контролирующего лица, в том числе в отдельных случаях критериям, относящимся к МСФО.

В соответствии с законом о контролирующих лицах как финансовые организации, так и Банк России при определении таких лиц должны руководствоваться признаками, указанными в законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, контролирующим может быть признано лицо, которое, имеет (либо имело не более чем три года назад) право давать обязательные для исполнения финансовой организацией указания или возможность иным образом определять ее действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Ранее законодательство позволяло использовать указанные формулировки при определении контролирующих лиц только в отношении финансовой организации — должника, то есть уже при наступлении банкротства финансовой организации. В соответствии с новым законом это возможно в отношении действующей финансовой организации.

— ЦБ предлагал обсудить возможность применения мотивированного суждения при принятии решения о допуске лица на финансовый рынок. Как к этой идее отнеслись участники рынка? И как она может быть реализована?

— Да, мы обсуждали эту тему в рамках опубликованного ранее консультативного доклада «Совершенствование допуска на финансовый рынок. Новые возможности для участников», мнения участников рынка разделились.

Те, кто поддерживает эту идею, считают, что мотивированное суждение могло бы учитывать при принятии решения о допуске (отказе в допуске) не только факты соответствия организации установленным требованиям, но и итоги анализа предыдущей деятельности соискателя. Это позволит не ограничивать по формальному признаку доступ на рынок добросовестных участников и окажет прямое влияние на дальнейшее развитие финансового рынка, а также позволит принимать решения на основе анализа связей соискателя с финансовыми организациями, ранее удаленными с финансового рынка за нарушения законодательства или ставшими банкротами в течение последних лет.

Те, кто против, опасаются, что без четких и формализованных в законе критериев не будет прозрачности мотивированного суждения регулятора, и возможна субъективность решений.

Звучали мнения, что институт мотивированного суждения может использоваться в качестве дополнительного критерия, в строго определенных случаях, при участии СРО, независимых экспертов и наличия механизма обжалования принятого решения.

Поэтому пока о реализации идеи внедрения мотивированного суждения при принятии решения о допуске на финансовый рынок говорить рано, нужно еще обсуждать.

— Банк России также хотел бы использовать мотивированное суждение при оценке бизнес-планов финорганизаций. А часто ли встречаются случаи, когда формально бизнес-модель неплохая, но по факту вы видите в ней риски? Неужели вы никак не можете повлиять?

— Законодательство наделяет Банк России полномочиями по определению не только порядка составления бизнес-плана, но и по установлению критериев его оценки.

Бизнес-план должен не только содержать информацию о целях, задачах и маркетинговой политике финансовой организации, но и характеризовать значимые и потенциально значимые риски, предполагаемые результаты работы.

Поэтому всесторонняя оценка бизнес-плана невозможна без использования профессионального суждения, которое применяется Банком России в практической деятельности по данному направлению. При недостатке данных Банк России может запросить дополнительную информацию, позволяющую в достаточной степени оценить основные аспекты деятельности организации и проанализировать основные проблемы, с которыми она может столкнуться. Используется практика представления кредитной организацией (учредителями) своей бизнес-модели.

Непредставление в Банк России всей необходимой информации (в том числе бизнес-плана или представление плана, не соответствующего установленным требованиям), наличие в бизнес-плане информации, свидетельствующей о невозможности обеспечить финансовую надежность и устойчивость функционирования, в том числе высокую степень рисков в планируемой бизнес-модели, является основанием для принятия отрицательного решения по вопросам допуска на финансовый рынок.

— Банк России начал на своем сайте публикацию списка организаций и интернет-проектов, в деятельности которых ЦБ выявил признаки финансовой пирамиды, нелегального кредитора или профессионального участника рынка ценных бумаг. Какие последствия будут для собственников и топ-менеджеров таких организаций?

— В нашей стране деятельность финансовых пирамид, незаконное получение кредита и деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг без лицензии Банка России, если она повлекла крупный ущерб либо извлечение дохода в крупном размере, подлежит уголовному преследованию в соответствии со статьями 171, 172.2 и 176 Уголовного кодекса РФ.

Наличие непогашенной или неснятой судимости в соответствии с законодательством в сфере финансовых рынков является основанием для признания деловой репутации менеджеров и крупных собственников финансовых организаций неудовлетворительной.

Это влечет за собой направление Банком России предписания с требованием о замене менеджера (отказа в его согласовании) или прекращение владения крупным пакетом акций (долей) финансовой организации.

Следует отметить, что Банк России публикует также информацию об установлении фактов манипулирования рынком. Законодательство рассматривает данное обстоятельство в качестве критерия неудовлетворительной деловой репутации (одно из новых оснований, введенных законом № 281-ФЗ). За период появления такого основания по нему в базу данных внесены сведения о 65 лицах (в том числе о 21 юридическом лице).

Интерфакс, 01.07.2021

Категории:
Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Банк России
Стадии:
Опубликование
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта