Оживление большинства рынков после снятия ограничений, связанных с пандемией, наращивание финансовыми организациями продаж, а также быстрый рост числа розничных инвесторов стали драйверами увеличения количества жалоб потребителей финансовых услуг в Банк России в I квартале 2021 года.
В январе—марте текущего года регулятор получил 63,6 тыс. жалоб, что на 5,7% больше, чем за тот же период прошлого года. С февраля 2021 года Банк России начал фиксировать обращения по новой методике, разделяя жалобы, поступившие в одном обращении, по тематике. С учетом такой разбивки статистика будет скорректирована в 2022 году.
Рост жалоб на банки (на 1,7%, до 39,3 тыс.) вызван прежде всего значительным увеличением количества жалоб по поводу мошеннических действий неустановленных лиц, в результате которых граждане теряли свои деньги. Таких жалоб стало больше в 2,6 раза. Вместе с тем снизилось число жалоб по тематикам, находящимся в фокусе внимания поведенческого надзора: по потребительскому кредитованию — на 8,5%, по ипотечному — на 14,5%.
Увеличение количества жалоб по страхованию жизни, а также страхованию от болезней и несчастных случаев стало причиной общего роста жалоб на страховщиков — на 4%, до 8,5 тысячи. Кроме того, в 1,6 раза увеличилось количество жалоб на участников рынка ценных бумаг.
Число жалоб на мисселинг (продажу одних продуктов под видом других) также выросло почти в 1,5 раза. Причем больше половины из них поступает в отношении банков, а основной проблемой остается продажа полисов инвестиционного страхования жизни в банковских офисах под видом «вкладов с повышенной доходностью». Для решения этой проблемы Банк России принял активное участие в работе над законопроектом, который установит правила продаж финансовых продуктов и даст регулятору возможность применять меры надзорного реагирования в случае нарушения этих правил.
Количество жалоб на МФО выросло на 27,7%, до 7,3 тысячи. Основными драйверами роста стали жалобы на навязывание дополнительных платных услуг (рост примерно в 5 раз) и на МФО, исключенные из реестра и не имеющие права выдавать займы (рост почти в 3 раза). По проблемам, связанным с взысканием просроченной задолженности, количество жалоб снизилось почти на 10% благодаря работе регулятора с отдельными участниками рынка, вплоть до применения в случае необходимости крайних мер воздействия.
При этом в начале 2021 года в 2,7 раза сократилось число жалоб в отношении субъектов коллективных инвестиций, в первую очередь за счет устойчивого снижения количества жалоб по досрочным переходам застрахованных лиц между НПФ и, соответственно, нарушениям их прав.
Ссылка на источник >>