Кибермошенники в России в прошлом году украли у граждан почти 10 млрд рублей, объём несанкционированных операций вырос на 52,2% по сравнению с 2019 годом. Об этом сообщается в Обзоре Банка России.
«Количество операций без согласия клиента увеличилось на 34% (773 тысячи операций за 2020 год против 577 тысяч операций за 2019 год). Объём таких операций увеличился вдвое, составив 9,7 млрд рублей (за аналогичный период 2019 года — 6,4 млрд рублей)», — говорится в сообщении Центробанка.
Ключевым фактором, оказавшим влияние на ситуацию в сфере кибербезопасности финрынка, отмечают специалисты ЦБ, стал массовый переход граждан на самоизоляцию и удалённый режим работы на фоне пандемии коронавируса.
По данным регулятора, рост незаконных операций происходит вместе с увеличением общего числа безналичных переводов, их доля остаётся в рамках целевых значений Банка России.
«За 2020 год доля операций без согласия клиента в общем объёме операций по переводу денежных средств составила 0,00117% (в 2019 году — 0,00089%). Указанные значения не превышают установленный Банком России целевой показатель доли таких операций в общем объёме операций, совершённых с использованием платёжных карт. Этот показатель установлен на уровне 0,005%», — отмечается в «Обзоре операций, совершённых без согласия клиентов финансовых организаций за 2020 год».
Объём всех операций, совершённых без согласия клиента с использованием электронных средств платежа (ЭСП), в 2020 году превысил 8,7 млрд рублей, а количество таких операций — 770 тысяч единиц, отмечается в материалах ЦБ.
Большая часть операций без согласия клиента, пояснили в Центробанке, совершается в результате использования злоумышленниками методов социальной инженерии, с помощью введения людей в заблуждение путём обмана или злоупотребления доверием в пользу мошенников. При этом доля таких операций по итогам прошлого года снизилась. Специалисты регулятора объясняют это повышением осведомленности граждан о правилах безопасного использования платёжных карт.
«Общая доля операций без согласия, совершённых с использованием приёмов и методов социальной инженерии, снизилась с 68,6 до 61,8%», — говорится в материалах Банка России.
Больше всего мошеннических операций без согласия клиентов-физлиц пришлось на оплату товаров и услуг в Интернете. Также вырос объём краж через банкоматы. «Общая сумма ущерба по хищениям через банкоматы и терминалы выросла на 40,3% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года и составила свыше 740,4 млн рублей, при этом банки вернули клиентам 9% похищенных средств (66,4 млн рублей)», — отмечает ЦБ.
Кроме того, в 2020 году серьёзно увеличился объём хищений от кибератак на организации. «В 2019 году юридические лица сообщили в банки о 4,6 млн операций без согласия на общую сумму 701 млн рублей. В прошедшем году объём таких операций вырос на 45,5% по сравнению с 2019 годом и составил 1,02 млрд рублей, а количество операций снизилось на 36,4% — до 2,9 млн», — говорится в материалах регулятора.
Около 8,7% украденных денег — 88,4 млн рублей — были компенсированы или возвращены пострадавшим компаниям.
Ранее регулятор сообщил, что банкам нужно по максимуму использовать свои ресурсы, чтобы предупредить как можно большее число клиентов о рисках мошенничества, научить их давать отпор телефонным и интернет-жуликам. ЦБ советует банкам размещать информацию о том, как не стать жертвой мошенников, в мобильных приложениях и сайтах, на баннерах в отделениях и на экранах банкоматов.
В марте на заседании межфракционной рабочей группы Госдумы по кибербезопасности прозвучали предложения по защите россиян в этой сфере. В частности, предлагалось усилить ответственность за нарушение банковской тайны, ввести запрет на использование подменных номеров и установить санкции за это, а также предусмотреть в законодательстве понятие «IP-телефония» и способы её регулирования.
Ссылка на источник >>