Такое решение было принято 28 декабря на заседании Межведомственной координационной комиссии (МВКК) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Предложения участников заседания будут рассмотрены комиссией уже в 2021 году.
«Финансовое просвещение тесно связано с достижением национальных целей развития. Финансово устойчивым семьям гораздо проще планировать свою жизнь, заниматься самореализацией и добиваться успеха, улучшать жилищные условия, идти в ногу с цифровизацией», — сказал Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.
Сопредседатели МВКК предложили скорректировать Стратегию повышения финансовой грамотности на период 2021–2023 годов с учетом целей по росту финансовой устойчивости российских семей. «В программы повышения финансовой грамотности населения необходимо включить компоненты долгосрочного планирования, вопросы общественных финансов, налоговой и бюджетной культуры. Обеспечение финансовой безопасности граждан — важнейшая задача финграмотности. В этой части Минфин России и Банк России дополняют просветительскую работу регуляторной. Уже подготовлены и рассмотрены в первом чтении поправки в закон „О потребительском кредите (займе)“. Банкам будет запрещено навязывать дополнительные услуги — страховые или юридические, например», — отметил Антон Силуанов.
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина обратила внимание на необходимость уделять больше внимания инвестиционной грамотности. «В этом году у нас появился массовый розничный инвестор, и мы зафиксировали недобросовестные продажи сложных финансовых инструментов, мисселинг, другие негативные практики. Мы сейчас работаем над мерами по защите начинающих инвесторов, но очень важно также помочь людям самим разобраться, как работает финансовый рынок, как личные финансовые цели связать с финансовыми инструментами, которые позволят решить те или иные проблемы», — отметила она.
В ходе заседания обсуждались вопросы, связанные с интеграцией в стратегию компонентов инвестиционной и цифровой финансовой грамотности, программы для самозанятых, малого и среднего предпринимательства.
«Сложность в том, что люди начинают искать информацию только после того, как в их жизни появились проблемы, когда они столкнулись с мошенничеством, когда возникли трудности с выплатой кредита, — пояснила Эльвира Набиуллина. — Нам нужно сделать так, чтобы эта информация сопровождала людей до того, как произошла беда, необходимо, чтобы у них была определенная база знаний. Поэтому необходимо совершенствовать каналы распространения информации, уделять внимание дальнейшему развитию онлайн-форматов, и не только потому, что продолжают действовать связанные с пандемией ограничения, но в целом эти форматы позволяют дотянуться до людей в самых отдаленных регионах».
Кроме того, сопредседатели МВКК отметили необходимость общими усилиями остановить телефонное и кибермошенничество в финансовой сфере.
На заседании были подведены итоги реализации прошедшего этапа Стратегии. По уровню финансовой грамотности Россия вошла в первую десятку стран среди принявших участие в исследовании ОЭСР 2020 года. Созданы условия для проведения самой масштабной просветительской кампании в новейшей истории страны.
За более чем 10 лет планомерной работы по повышению уровня финансовой грамотности удалось создать развитую инфраструктуру. Методические центры на базе ведущих экономических вузов страны — МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и Финансового университета — разрабатывают учебные программы и материалы, повышают квалификацию педагогов.
По данным последнего исследования ФОМ, российский индекс финансовой грамотности населения с 2017 года повысился с 52 до 54 баллов, что является достаточно значимым ростом за короткий промежуток времени. Этот показатель включает в себя уровень финансовых знаний россиян, их финансовые установки и поведение. Главным фактором роста стало изменение финансового поведения россиян, которое является более осознанным и финансово рациональным. При этом результаты исследований показывают, что регионы, где реализуются комплексные программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской. Во многих субъектах РФ созданы региональные центры по финансовой грамотности, экспертные советы. Более половины субъектов Российской Федерации запустили и успешно реализуют соответствующие региональные программы. Финансовой грамотности обучают в 32 тыс. российских школ, причем в каждой пятой из них обучение проводится в рамках отдельного обязательного урока. В прошлом учебном году по программам финансовой грамотности обучалось более 5,7 млн школьников. За последние три года подготовлено более 73 тыс. учителей.
Участники комиссии отметили необходимость обеспечить системное внедрение подобных комплексных программ во всех регионах.
На заседание комиссии были приглашены новые участники, в том числе из Минцифры России, Минтруда России, Рособрнадзора, Агентства стратегических инициатив, Ассоциации развития финансовой грамотности и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), который определен в качестве координатора Стратегии от Минфина.
Комиссией принято решение об актуализации подходов к реализации стратегии и подготовке согласованного плана действий в первом полугодии 2021 года.
Справка
Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации была принята 25 сентября 2017 года. Документ рассчитан на период до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками — федеральными и региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.
Межведомственная координационная комиссия по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы создана в 2018 году для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и организаций в рамках реализации Стратегии. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации. Основными задачами Комиссии являются координация взаимодействия заинтересованных сторон по реализации Стратегии и контроль за ее реализацией, а также анализ хода реализации Стратегии и подготовка предложений по ее совершенствованию.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт» (НИФИ) является подведомственным учреждением Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России) и уже свыше 80 лет выполняет функцию научной и экспертной поддержки Минфина России.
Ссылка на источник >>