Минюст опубликовал для общественного обсуждения новый вариант проекта КоАП

Минюст России опубликовал для общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов доработанный вариант проекта нового КоАП . Как сообщили ТАСС в пресс-службе Минюста, проект федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" размещен для повторного публичного обсуждения.

аконопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам его рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (с 30 января по 27 февраля 2020 года) и проведения независимой антикоррупционной экспертизы (с 30 января по 19 февраля)", - отметили в Минюсте.

В ближайшее время также будет опубликован для повторного публичного обсуждения доработанный проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.

В Минюсте сообщили, что проекты нового КоАП и Процессуального кодекса об административных правонарушениях снизят административную нагрузку на бизнес.

"В целях снижения административной нагрузки на бизнес в проекте Процессуального кодекса об административных правонарушениях предлагается исключить конкуренцию производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства (сейчас уполномоченный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование)", - пояснили в Минюсте. Кроме того, в проекте процессуального кодекса также предусматривается, что должностные лица, составившие по окончании проведения контрольно-надзорного мероприятия акт о нарушении обязательных требований, не смогут рассматривать дело об административном правонарушении от имени уполномоченного органа, что предотвратит конфликт интересов.

Максимальный срок наказания в виде административного запрета деятельности юрлица (вместо административного приостановления деятельности в действующем КоАП) будет сокращен с 90 до 30 суток. Кроме того, сохранено правило о том, что применение наказания в виде административного запрета деятельности допустимо только в случаях, когда менее строгий вид наказания, предусмотренный статьей КоАП, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. "При этом для повышения гарантий соблюдения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в проекте нового КоАП устанавливается, что административный запрет деятельности может быть назначен только судом", - добавили в Минюсте.

Запрет двойной ответственности

Кроме того, в проекте КоАП исключается одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение. "В целях соблюдения принципа справедливости при привлечении к административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц в проекте КоАП предлагается закрепить общее правило, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение. Исключение из этого правила допускается только в двух случаях - когда предусмотрена возможность назначения различных видов административного наказания для юридического лица и его должностного лица (например, штрафа для юридического лица и дисквалификации для его должностного лица) или когда одно из указанных лиц освобождается от административного наказания в связи с невозможностью его исполнения (например, если юридическое лицо является неплатежеспособным и с него не может быть взыскан штраф, то тогда возможно назначение наказания в виде штрафа его должностному лицу)", - пояснили в Минюсте.

Размеры штрафов

Действующие размеры наказаний и сроки давности привлечения к административной ответственности в проекте нового КоАП не будут увеличены. "В законопроекте решено сохранить размеры административных штрафов в пределах, в целом не превышающих установленные в настоящее время КоАП", - пояснили в министерстве.

Также по итогам публичного обсуждения было принято решение сохранить действующие сроки давности привлечения к ответственности за административные правонарушения, отметили в Минюсте. Изменения внесены лишь в общую норму для удобства и простоты - общий срок давности привлечения к административной ответственности в новом КоАП будет составлять один год. Но годичный срок предусмотрен для тех же составов, что и в действующем КоАП.

"В проекте нового КоАП будут предусмотрены исключения из общего годичного срока давности по тем составам административных правонарушений, по которым они в настоящий момент составляют менее года: 2 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом) и 3 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении судом), либо более одного года (2, 3 и 6 лет)", - пояснили в Минюсте.

Таким образом, сроки давности привлечения к административной ответственности в проекте нового КоАП предложено сохранить неизменными (по сравнению с действующей редакцией КоАП).

Вынесение предупреждений

Проект нового КоАП предусматривает, что предупреждения вместо штрафов смогут применяться чаще за административные правонарушения.

Как пояснили ТАСС в Минюсте, административное наказание в виде предупреждения предусмотрено в 263 нормах статей КоАП (в действующем КоАП таких норм всего 156).

Кроме того, отметили в Минюсте в целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, "проектом нового КоАП предлагается распространить механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при назначении административного наказания за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, государственного (муниципального) финансового контроля (проверок контролирующими органами - прим. ТАСС)".

В Минюсте отметили, что такая новелла предложена "в целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, реализации принципа гуманизма и обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях".

"Данное правило будет действовать в тех случаях, когда административное правонарушение совершено впервые, не относится к категории грубых административных правонарушений и при этом отсутствуют отягчающие обстоятельства", - пояснили в Минюсте.

В настоящее время замена административного штрафа предупреждением распространяется лишь на представителей малого и среднего предпринимательства и их работников.

Презумпция невиновности

Новый проект КоАП будет включать норму о презумпции невиновности лиц, привлекаемых к ответственности за административные правонарушения, до вынесения решения.

В министерстве отметили, что об этом просили в ходе обсуждения законопроекта представители бизнес-сообщества - Российского союза промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", которые обратили внимание на исключение упоминания принципа презумпции невиновности из проекта нового КоАП.

"Исключение указанного принципа из проекта КоАП было связано с тем, что он регламентирован в проекте Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях, - пояснили в Минюсте. - Тем не менее, учитывая важность данного фундаментального принципа законодательства об административных правонарушениях и поступившие замечания, принято решение отразить указание на принцип презумпции невиновности в наименовании статьи 1.12 проекта нового КоАП и дополнить ее частью 2 следующего содержания: "Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".

Таким образом, отметили в Минюсте, принцип презумпции невиновности будет закреплен в КоАП, а вопросы его реализации будут более подробно раскрыты в проекте Процессуального кодекса об административных правонарушениях (ПКоАП).

В Минюсте также сообщили, что в проекте Процессуального КоАП будет предусмотрен механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности. "Проект Процессуального КоАП дополнен положениями о компенсации морального вреда, причиненного физическому лицу, и о возмещении вреда, нанесенного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности, а также положениями об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности", - сообщили в Минюсте.

Нарушение благоустройства в городах

Минюст включил в проект нового КоАП более мягкие штрафы за нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований. Статью об ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований впервые предлагается включить в федеральный КоАП.

"Предложение о включении в новый КоАП составов административных правонарушений в сфере благоустройства территории поступило от представителей Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, которыми был проведен анализ правового регулирования данного вопроса в 85 субъектах РФ", - пояснили в Минюсте. Установление такой административной нормы на федеральном уровне позволит унифицировать действующие составы административных правонарушений в данной сфере.

"При этом размеры административных штрафов за нарушение правил благоустройства территории, содержавшиеся в первоначальных предложениях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в проекте нового КоАП будут снижены в целях обеспечения справедливого и соразмерного подхода при назначении административного наказания", - отметили в Минюсте.

23 апреля первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова сообщила, что Министерство юстиции РФ согласилось проработать вопрос о включении в новую редакцию КоАП штрафов за правонарушения в сфере благоустройства городских территорий, в частности, за брошенный во дворе старый автомобиль, парковку на газоне и несвоевременную уборку снега и наледи.

Перейти к документу>>

Ссылка на источник >>

Категории:
Стратегические вопросы
Источник:
Минюст России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта