Росфинмониторинг подвел итоги работы в 2019 году

14 февраля 2020 года состоялось заседание Коллегии Росфинмониторинга на тему «Об итогах работы Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2019 году и основных задачах на 2020 год». В мероприятии приняли участие: помощник Президента Российской Федерации А.А. Серышев, заместитель председателя Правительства РФ А.Л. Оверчук, первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации В.Н. Песенко, первый заместитель Генерального прокурора РФ А.Э. Буксман, заместитель Министра иностранных дел РФ О.В. Сыромолотов, заместитель председателя Банка России Д.Г. Скобелкин, руководитель Федеральной налоговой службы РФ Д.В. Егоров, руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Жаров, и. о. руководителя Федеральной таможенной службы Р.В. Давыдов, руководитель ФКУ «Пробирная палата России» Д.В. Бриль, представители Администрации Президента РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, СК РФ, ЦБ РФ и др. министерств и ведомств.

Открывая заседание Коллегии директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин подчеркнул, что, оценивая результаты работы национальной «антиотмывочной» системы в 2019 году необходимо, в первую очередь, рассмотреть, с какими вызовами и угрозами мы столкнулись на международном, национальном и ведомственном уровнях.

Среди основных вызовов на международном уровне глава российской финансовой разведки назвал, прежде всего, оценку России экспертами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая проходила в условиях жесткого политического давления. По итогам отчета Россия вошла в пятерку, а финансовая разведка – в тройку стран, чьи системы ПОД/ФТ соответствуют требованиям международного сообщества.

Ю.А. Чиханчин:

«Эти оценки получены, в-первую очередь, как результат взаимодействия всех участников антиотмывочной системы, хорошо организованной работы Межведомственной комиссии и Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, созданных по Распоряжению Президента РФ».

Еще одна угроза международного уровня – изменение стратегии и тактики террористических организаций, с учетом новой географии их пребывания.

Ю.А. Чиханчин:

«Миграция лиц, связанных с терроризмом, требует от нас не допустить использование российского экономического пространства в целях финансирования терроризма».

На национальном уровне главной проблемной зоной остается кредитно-финансовая сфера и происходящая миграция теневых, в том числе преступных доходов из одного финансового сектора в другой. К характерным признакам оказания «теневых» услуг относится их организованный характер – «наличие центра управления» и фактическое предоставление инфраструктуры в интересах третьих лиц.

Совместно с Банком России, ФСБ, МВД, СК, ФНС и Генеральной прокуратурой в 2019 году удалось пресечь деятельность 25 «теневых площадок», оборот которых составлял 38 млрд рублей.

В целом же, применение заградительных мер банками позволило пресечь вывод в нелегальный оборот более 200 млрд руб.

В целях минимизации рисков использования судебной системы для обналичивания и вывода денег за рубеж по притворным основаниям, Росфинмониторинг привлекался в процессы в качестве третьего лица почти 4 тысячи раз. Общая сумма исковых требований, рассмотренных Службой, составила более 150 млрд рублей. С учетом наших заключений приняты решения об отказе в исковых требованиях на общую сумму около 38 млрд рублей.

Для препятствования подобным явлениям Росфинмониторингом, Банком России, Верховным судом, Парламентом приняты поправки в Закон о нотариальной деятельности.

В целом же, «антиотмывочная» система демонстрирует очевидное снижение объема сомнительных операций – в среднем на 20-30% ежегодно.

Росфинмониторингом в КФС в 2019 году проведено около 4 тысяч финансовых расследований, в том числе, в отношении более 120 организаций финансового сектора – на предмет «вовлеченности» их в проведение подозрительных транзакций, информация о которых поступила из Банка России и правоохранительных органов.

По рискам высокого уровня совместно с ФНС России, Банком России и другими участниками «антиотмывочной» системы, количество фирм-однодневок было доведено до исторического минимума и составило 120 тыс., объем перечислений на их счета сократился в 1,3 раза. Зафиксировано снижение рисков использования фиктивной внешнеэкономической деятельности в схемах легализации.

Совместно с Пробирной палатой более урегулирована деятельность в секторе драгоценных металлов и драгоценных камней. Совместная работа с четверкой крупнейших сотовых операторов и Роскомнадзором привела к сокращению в 2 раза объема подозрительных операций обналичивания денежных средств через абонентов операторов сотовой связи, на которые поступают денежные средства от фирм-однодневок и др.

В рамках работы по предотвращению и пресечению преступных посягательств на бюджетные средства и налоговых преступлений работа велась в целом по госконтрактам, нацпроектам, ГОЗ.

Совместно с Генеральной прокуратурой, Федеральным казначейством, МВД, ФНС и ФАС России завершается разработка механизма выявления номинальных юридических лиц и пресечения их деятельности в целях принятия превентивных мер для обеспечения сохранности бюджетных средств.

Уже имеются положительные результаты с Казначейством, по итогам анализа использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета через Фонд развития промышленности. Установлены финансовые операции, свидетельствующие о нецелевом использовании денежных средств предприятиями станкостроения, получившими более 2,5 млрд рублей. Инициирован возврат в бюджет 400 млн. рублей.

В рамках минимизации коррупционных рисков, Росфинмониторингом проведено свыше 4 тыс. проверочных мероприятий, материалы почти 190 финансовых расследований с выявленными признаками легализации преступных доходов направлены в правоохранительные органы.

В рамках соблюдения антикоррупционного законодательства  осуществлены проверки на основании около 10 тыс. запросов в отношении почти 90 тыс. лиц.

В целях защиты прав граждан – участников долевого строительства проведено более 320 проверочных мероприятий, в том в рамках межведомственных рабочих групп при Минстрое России и при Генеральной прокуратуре. Фигурантами проверок стали свыше 1700 юридических и 900 физических лиц, направлено более 500 материалов, которые используются при расследовании около 400 уголовных дел. 60 дел направлено в суд, по 20 уголовным делам вынесены и вступили в законную силу обвинительные приговоры. Сумма возмещенного ущерба составила около 750 млн руб.

Снижение к концу 2019 года роста числа банкротств застройщиков и снижении количества объектов незавершенного строительства свидетельствует о постепенной декриминализации сферы долевого строительства.

С использованием материалов Росфинмониторинга возбуждено около 390 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также более 45 уголовных дел по фактам легализации доходов, связанных с коррупцией, арестованы активы фигурантов более чем на 30 млрд рублей.

В рамках минимизации рисков финансирования терроризма Росфинмониторингом во взаимодействии с правоохранительными органами и частным сектором проведено более 10 тыс. финансовых расследований по результатам которых в правоохранительные органы направлено более 800 материалов. С их использованием возбуждено около 120 уголовных дел, в том числе, непосредственно по финансированию терроризма только ФСБ России 65 уголовных дел.

Прекращена финансовая активность более 4 тыс. фигурантов перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, заблокировано около 40 млн рублей, находящихся на их счетах.

Совместными усилиями с ФСБ России удалось пресечь деятельность пяти масштабных каналов ресурсного обеспечения международных террористических организаций, через которые на нужды террористических организаций перечислено около 120 млн руб.

Совместно с МВД России ликвидирован канал финансирования МТО «ИГИЛ», который действовал на территории России с 2014 года и через него было выведено свыше 500 млн рублей.

Необходимо отметить и результаты деятельности Межведомственной комиссии по противодействию финансирования терроризма, решениями которой в 2019 году заморожены активы 97 физических и 1 юридического лица на сумму около 5 млн руб.

Ссылка на источник >>

Категории:
Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Росфинмониторинг
Стадии:
Опубликование
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта