Профессиональное сообщество ждёт от Банка России консультативного доклада, посвящённого деятельности специализированных депозитариев. Речь идёт о том, чтобы передать спецдепам функции управляющих компаний в отношении ведения бэк-офисов и составления отчётности по Паевым инвестиционным фондам. И чего же нам ждать в этом случае? По мнению экспертов, вполне себе стоит рассчитывать на революцию в индустрии коллективных инвестиций. Разберёмся подробнее, почему.
В Банке России – «за»
Кирилл Пронин, директор Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России, ещё весной 2019 года заявил, что регулятор приступил к работе, посвящённой деятельности специализированных депозитариев. Суть разбирательства экспертов Банка России состоит в том, чтобы оценить перспективы развития этой индустрии, понять, насколько она сама готова осуществлять дополнительные функции, и насколько это отражает потребности инвестора. По словам Пронина, спецдепы «являются вполне зрелыми и качественными структурами: они немногочисленны, высокотехнологичны, дорожат своими лицензиями, имеют достаточно высокие бюджеты и активно инвестируют в информационные технологии». Тогда же в интервью Пронин заявил, что передача управляющими компаниями спецдепам функций ведения бэк-офиса и составления отчётности в отношении ПИФов будет способствовать развитию индустрии коллективных инвестиций, небольшие участники рынка будут избавлены от расходов по ведению бэк-офиса и смогут сконцентрироваться на качественном управлении портфелями.
Что именно УК передаёт в спецдепы?
О передаче каких именно функций идёт речь?
1. О расчёте стоимости активов, СЧА и стоимости пая.
2. О формировании отчётности УК ПИФ для Банка России и отправка этой отчётности. При передаче всех учётных функций от УК в СД исключается «дублирование» учёта в СД и УК, снимается необходимость параллельного предоставления отчетности регулятору. При этом значительно снизятся затраты на персонал для клиентов СД, что в целом повлияет на стоимость предоставляемых услуг, а также позволит УК более детально сконцентрироваться на инвестиционных задачах.
Себестоимость услуг связана с регулированием
Устройство управляющей компании таково, что помимо занятия основным профильным бизнесом – созданием, развитием и продажей финансовых продуктов для конечного клиента, обеспечением обязательств и результатов по этим продуктам – огромные ресурсы тратятся на обеспечение множества необходимых сопутствующих функций. Как-то: сложный учёт и формирование многочисленной отчётности. Эти функции можно смело отнести ко второстепенным, они не создают дополнительной стоимости и, как следствие, дополнительного дохода, но при этом занимают всё более значимую долю в структуре расходов компаний. Кроме того, таковые функции и процессы во многом дублируются разными участниками рынка. Это приводит к росту нагрузки на фонды, что, в конечном счёте, приводит к повышению стоимости обслуживания для клиентов.
Ко второстепенной нагрузке относят и избыточный транзитный документооборот, отсутствие стандартизации и унификации, мегаактивность регулятора в непрерывном и многогранном совершенствовании финансового рынка, требования по риск-менеджменту и информационной безопасности. И многое другое, что, в конечном счёте, создаёт мультипликативный эффект, который можно назвать как «антисинергию».
– Львиная доля ресурсов участников этого рынка тратится не на развитие, а на обеспечение непроизводительных, второстепенных процессов. Выходом из ситуации может стать создание центров компетенций, когда все занимаются своим делом: участники рынка – управлением активами, пенсионным обеспечением, страхованием, а инфраструктурные организации – ведением учета и формированием отчетности, другими вспомогательными и обеспечивающими функциями. Такой подход поможет преодолеть сразу несколько важных проблем отрасли: дублирование процессов и функций, избыточный транзитный документооборот, отсутствие стандартизации и унификации. Зачем рынку, например, такое неисчислимое количество методик определения справедливой стоимости одних и тех же активов?! Это абсолютно не в пользу конечного инвестора, так как не обеспечивает необходимой прозрачности и сопоставимости результатов инвестиционной деятельности, – рассказал порталу Finversia.ru Павел Прасс, генеральный директор АО «Специализированный депозитарий «Инфинитум».
Новое имя – Администратор фондов
По его словам, новый институт может получить название Администратора фондов (Fund Administrator). Fund Administrator является классической моделью для рынка Европы и США. В этих регионах администраторы фондов предоставляют бухгалтерские услуги, услуги бэк-офиса, осуществляют учёт поступления и вывода средств инвестора, ведут расчёт прибылей и убытков за отчётный период, обеспечивают корректный расчёт стоимости чистых активов.
В «Инфинитуме» считают, что предлагаемые новации не отклоняются от уже принятого регулятором и законодателями вектора в направлении развития аутсорсинга и появления дополнительных функций у специализированных депозитариев. Так, например, в конце июля были приняты долго обсуждавшиеся поправки в 156-ФЗ, предоставляющие спецдепам право оказывать услуги по ведению учета и составлению отчетности в отношении имущества АИФ/ПИФ и операций с таким имуществом.
Уже с января 2020 года в обязанности специализированному депозитарию вменено согласование правил доверительного управления ПИФ для квалифицированных инвесторов и изменений/дополнений в них, а также утверждение отчета о прекращении такого ПИФ.
Поправки в законодательстве
Однако этого недостаточно, считают эксперты. В первую очередь, необходимо реализовать в законодательстве и иных нормативно-правовых конструкциях модель, устраняющую или минимизирующую дублирование функций. Сейчас происходит так: управляющая компания сама или с помощью аутсорсера ведет учет и формирует отчетность, и спецдепозитарий ведет учет, формирует отчетность и контролирует на основе этого всё то, что делает управляющая компания. Получается, что даже при аутсорсинге сохраняется дублирование работ, документооборота, функций и пр. А должно быть так: управляющая компания управляет активами, а учет, отчетность, расчет СЧА и контроль соответствия всему и вся реализует спецдепозитарий. Это принципиально иное распределение ролей и ответственности.
– Также целесообразно проработать и решить вопросы получения спецдепозитарием – администратором фондов первичных документов и информации напрямую от источников их возникновения (например, банков, брокеров, бирж, ценовых центров, возможно – государственных реестров). Представляется, что важно развивать и возможности полноценного использования на рынке коллективных инвестиций номинальных денежных счетов, администрируемых спецдепозитарием, – перечисляет Павел Прасс.
Кроме того, стоит решить вопрос с отменой НДС для Администраторов фондов.
Что же касается вопрос ответственности Администратора, то Павел Прасс считает, что Администратор должен брать на себя лицензионные риски и ответственность.
– При этом может быть реализована как модель полной прямой ответственности администратора, так и модель с субсидиарной ответственностью: основная ответственность лежит на администраторе фонда, дополнительная – на компании-заказчике, фактически отвечающей за правильный выбор администратора фонда, – поясняет генеральный директор «Инфинитум».
Реакция рынка
Участники рынка пока сдержанно относятся к перспективам появления нового института – какие бы преимущества для них он не сулил. Многие представители УК, к которым обратилась редакция Finversia.ru, просто отказались от комментариев, сославшись, что ничего не знают о докладе или отказавшись комментировать саму тему до выхода документа от регулятора. Между тем, нашлись те, кто прокомментировал тему.
В УК «БКС» инициативу поддержали:
– Мы поддерживаем эту инициативу. Это поможет удешевить стоимость обслуживания фондов и, соответственно, снизит расходы клиентов, – заявила Ольга Ковлешенко, заместитель генерального директора УК «БКС».
Николай Швайковский, руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-Капитал», готов от лица своей компании поддержать любые предложения по развитию смежных институтов:
– Если это позволит снизить нагрузку и для управляющих компаний. Если говорить о возможной передаче специализированным депозитариям рассматриваемых функций, то очевидно это может сократить расходы УК, связанные с ведением бэк-офиса и внутренними учетом и расчетом, тем самым даст возможность направить дополнительные ресурсы на развитие бизнеса УК. Однако, полагаем, что вместе с полномочиями должна передаваться и ответственность. Предлагаем дождаться доклада Банка России для более предметного обсуждения.
Константин Мазур, заместитель генерального директора по правовым вопросам УК «Открытие», так же приветствует грядущее создание института Администратора фондов:
– Введение института Администраторов фондов может помочь управляющим компаниям ПИФ, особенно небольшим управляющим компаниям, в их деятельности, в частности, в вопросах оптимизации расходов и снижения операционных рисков, в случае если вместе с полномочиями на администраторов фондов будет возложена и ответственность за выполняемый функционал.
Ссылка на источник >>