Около двух миллионов обязательных правил и норм предъявляет сегодня законодательство к предприятиям и учреждениям. Их даже перечислить долго, что говорить о выполнении такого груза требований. Некоторые распоряжения и постановления создавались ещё в 20-е годы прошлого века и давно потеряли свою актуальность. Кабмин уже подготовил два законопроекта, которые должны сделать контрольно-надзорную деятельность более современной и эффективной. На заседании Правительства 28 ноября документы были одобрены: после небольшой доработки они будут внесены в Госдуму. Как «регуляторная гильотина» повлияет на бизнес?
Бизнес основательно разгрузят
По оценке Минэкономразвития, сегодня в России действует более 220 видов государственного контроля на федеральном уровне, ещё 50 видов — на региональном и ещё 16 — на муниципальном. Плюс к этому — 624 вида разрешительной деятельности. «Всё это осуществляется каждый день, но эффективность очень часто вызывает вопросы», — констатировал в ходе заседания Дмитрий Медведев.
Количество обязательных норм и правил ещё более шокирующее — около двух миллионов! Многие из них — это наследие советского регулирования, зачастую устаревшее не только морально, но и технологически. Например, сегодня владельцы ресторанов всё ещё могут схлопотать штраф за то, что не моют посуду ветошью. По инструкции Минздрава, разработанной в 50-х годах, работники кондитерских предприятий обязаны мыть руки раствором хлорной извести после приготовления массы из утиных и гусиных яиц. А предписания Минздрава от 1988 года обязывают аптеки отпускать этиловый спирт врачам, которые ведут «индивидуальную трудовую деятельность», только по рецептам с отметкой «для приёма больных».
Есть и совсем архаичные документы, которые всё ещё имеют гриф «Действующий». Например, постановление II съезда Советов СССР от 26 января 1924 года, по которому каждый год 21 января страна должна погружаться в траур в связи с кончиной Владимира Ленина.
Избавить страну от всего этого груза призвана реформа контрольно-надзорной деятельности, именуемая с подачи Медведева «регуляторной гильотиной». Она должна снизить нагрузку на бизнес и при этом повысить эффективность надзора.
«Чтобы достичь этой цели, нужно де-факто найти ответ на два основных вопроса: что проверять и как проверять?» — отметил в своём докладе на заседании Правительства министр экономического развития Максим Орешкин. На каждый из этих вопросов отвечает отдельный законопроект. По итогам заседания кабмин принял решение внести оба документа в Госдуму, предварительно доработав их.
Требования станут понятными всем
Первый проект закона — «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» — предполагает создание новой, компактной и понятной системы требований к гражданам и бизнесу.
Напомним, расчисткой правового поля под новую систему власти занимаются уже сейчас. Этой осенью Медведев поручил аппарату Правительства пересмотреть все акты времён СССР и РСФСР — всего почти 20,5 тысячи документов — на предмет того, какие из них следует упразднить. Списки актов, которые отправятся на свалку истории, должны быть готовы до конца декабря с тем, чтобы в новом году эти документы уже утратили силу.
Законопроект об обязательных требованиях будет рамочным: он определит общие принципы, по которым устанавливаются такие требования, а также полномочия органов власти. По словам Орешкина, по сути это будет «чек-лист», которым должны руководствоваться органы власти при разработке нормативных актов, которые содержат обязательные требования. В законе установят, что такие требования можно вводить с единственной целью — «для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям», при этом они не должны дублироваться, но должны быть реально исполнимыми теми, кому адресуются, а также предсказуемыми, то есть вступать в раз и навсегда определённые сроки — с 1 марта или с 1 сентября.
Самое важное: в проекте закона пропишут механизмы, которые блокируют принятие необоснованных и избыточных норм и правил, подчеркнул Медведев.
Кроме того, законопроект провозгласит отмену всех правительственных и ведомственных актов, которые содержат обязательные требования, с 1 января 2021 года. Кабмин отдельно определит, на какие документы это не распространяется.
Проверки унифицируют
Второй законопроект — «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» — отвечает на вопрос «как проверять?». Этот документ фактически создаёт новую систему надзорных мероприятий. «Цель закона — превращение контроля из тормоза в драйвер экономического роста», — заверил Максим Орешкин.
Во главе угла будет поставлена безопасность жизни и здоровья граждан. Все предприятия разделят по категориям реального риска, от которых и будет зависеть частота и строгость проверок. «Там, где производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки можно провести мониторинговую закупку или выборочный контроль и по результатам — выдать рекомендации, что делать», — привёл пример Медведев.
По его словам, в некоторых случаях от плановых проверок можно будет вообще отказаться, сместив акцент на превентивные меры. «Приоритетной задачей контролёра станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов», — подтвердил Орешкин.
Впервые в российском правовом поле появится понятие «контрольно-надзорное производство». Под ним будет подразумеваться сама процедура, по которой должны проходить все проверки. Важность новеллы сложно переоценить: благодаря ей все ведомства и государственные службы станут проводить контрольно-надзорные мероприятия по единым правилам.
«Чтобы их не в каждом ведомстве готовили: мы будем делать это всё по таким-то правилам… А другой контролёр говорит: нет, у нас в ведомстве другие правила, сроки другие, лица другие, обмен документами другой», — иллюстрировал текущие проблемы премьер.
Ещё одна новелла — перевод большинства форматов взаимодействия государства с бизнесом в электронную сферу. Акты, уведомления, дистанционный контроль — всё это будет в удобном электронном виде, обещает Максим Орешкин.
Ссылка на источник >>