Выступление Э. Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы

22 ноября 2017 года состоялось пленарное заседание Государственной Думы, на котором выступила Председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

В рамках выступления Председатель Банка России рассказала об общеэкономической ситуации и дальнейших прогнозах:

"По оценке Банка России, экономика растет темпами, близкими к потенциальным. Это те темпы роста, которые определяются в первую очередь структурой нашей экономики, а не внешними факторами. Последствия шока, связанного с падением цен на нефть в 2014–2015 годах, наша экономика практически преодолела.

По предварительным оценкам, темп прироста ВВП в IV квартале будет почти таким же, как в третьем, и наши текущие оценки показывают, что темп роста экономики в этом году будет около 1,8%.

По нашему прогнозу, экономика будет расти в ближайшие 3 года на 1,5–2% – в базовом сценарии при ценах на нефть 42 доллара за баррель и в сценарии с ценами на нефть, растущими до 60 долларов за баррель.

1,5–2% – это, конечно, невысокие темпы роста, это совсем не то, что, думаю, мы все хотели бы для нашей экономики. Наша экономика может расти темпами и 3, и 4% в год, если будут приняты структурные меры: по повышению производительности труда, мобильности рабочей силы, по улучшению инвестиционного климата.

Я особенно хотела бы подчеркнуть, что выход на новые темпы роста мерами денежно-кредитной политики обеспечить нельзя. Меры денежно-кредитной политики способны только стабилизировать темпы роста вблизи потенциального уровня. А то, сможет ли российская экономика преодолеть структурные ограничения и выйти на другой, более высокий потенциальный уровень роста, зависит от комплексности мер экономической политики".

Также Набиуллиной была затронута тема инфляции:

"Последние три года мы проводили политику дезинфляции. Мы последовательно снижали инфляцию к целевому уровню в 4%. Напомню: пиковое значение инфляции было почти 17% весной 2015 года. Тогда мало кто верил, что в принципе возможно добиться того, чтобы в России инфляция была на устойчиво низком уровне.

Сейчас инфляция в годовом выражении – 2,6%. Наш прогноз на конец года – 2,5–2,7%. Мы считаем, что инфляция находится вблизи таргета, вблизи цели, и не требуется специальной реакции со стороны денежно-кредитной политики, так как текущее низкое значение обусловлено прежде всего действием временных факторов: это относительно высокие цены на нефть (и произошедшее соответствующее укрепление рубля) и рекордный урожай. Мы ожидаем, что в течение 2018 года инфляция вернется ближе к 4%. При этом мы видим и потенциал дальнейшего снижения ключевой ставки, однако темпы и масштабы снижения будут определяться динамикой экономических показателей.

Фокус нашей политики сейчас – это постоянное удержание инфляции вблизи целевого значения 4% и снижение волатильности инфляции. Стабильность инфляции очень важна и для устойчивого снижения инфляционных ожиданий населения, и для более уверенного планирования бизнесом долгосрочных проектов".

Также Набиуллина подробно рассказала о прогнозах в отношении политики Банка России на ближайшее время:

"Мы продолжим снижать ключевую ставку, но достаточно плавно. При отсутствии неблагоприятных внешних факторов возможно постепенное снижение ключевой ставки с текущего уровня 8,25% до равновесного уровня 6–7% в течение 1–2 лет.

Сейчас, когда инфляция замедлилась ниже 4%, нам довольно часто говорят, что мы можем снижать ставку быстрее. Но мы должны здесь взвешивать выгоды и риски. Экономика испытает кратковременное облегчение от более быстрого снижения ставок, которое, на наш взгляд, абсолютно не сопоставимо с теми неприятностями, которые ее ждут, если инфляция отклонится от цели вверх и нам придется разворачивать политику. И подорвутся основы формирования источников длинных денег, которые только начинают формироваться. Слишком быстрый выход на равновесный уровень ставок в условиях повышенных инфляционных ожиданий, а последние данные по инфляционным ожиданиям – 8,7% у населения, несмотря на то что инфляция – 2,6%... И это, конечно, нас сдерживает. И мы считаем, что предсказуемая, последовательная политика с понятным результатом куда важнее для того, чтобы бизнес мог планировать, а значит, развиваться.

Некоторые другие параметры нашей политики:

— Мы не планируем пересматривать цель по инфляции. Уровень 4% соответствует структуре нашей экономике, он снижает риски дефляции в отдельных секторах и одновременно не дает инфляции расти слишком быстро, чтобы обесценивались сбережения и инвестиции.

— Мы сохраняем приверженность режиму плавающего курса рубля. И это в документе также отмечено. Плавающий курс позволяет экономике не только легче преодолевать внешние шоки, но и быть гибче в условиях поиска новой модели экономического роста, балансировать интересы импортеров и экспортеров.

— Мы уже практически завершили выход из всех антикризисных мер, экономика и финансовая система способны самостоятельно справляться с вызовами. В ближайшие время, в ближайшие годы мы будем плавно выходить из так называемых специнструментов рефинансирования, которые поддерживали приоритетные и уязвимые сектора в период кризиса. Но будем делать это абсолютно плавно и размеренно.

Аналогичная ситуация и с валютным рефинансированием для банков. Потребность кредитных организаций в операциях рефинансирования в иностранной валюте со стороны Центрального банка продолжала снижаться в 2017 году, и в начале ноября 2017 года банки полностью погасили задолженность по таким валютным операциям. При этом при необходимости мы готовы будем возобновить эти операции.

...Финансовая система страны в целом стабильна, это касается и банков, и небанковского сектора. Мы уделяем большое внимание развитию облигационного рынка как альтернативе и дополнению банковского кредита, повышению качества корпоративного управления, развитию рейтинговой индустрии национальной, ужесточению требований к использованию средств пенсионных накоплений. Каждый из этих секторов финансового рынка вносит вклад в то, чтобы облегчить доступ к финансовым ресурсам для конкурентоспособных российских компаний.

Отдельный фокус нашей работы – повышение финансовой доступности для малого бизнеса. Мы переходим к пропорциональному регулированию в банковской системе, и спасибо, что Дума приняла соответствующее законодательство. Мы очень рассчитываем, что банки с базовой лицензией, которые будут появляться уже с начала следующего года, существенно поддержат кредитование малого бизнеса. Тот факт, что мы видим сейчас прибыль не только у крупнейших банков, но и в трех четвертях банковской системы, дает дополнительную уверенность в этом".

В заключение своего выступления Набиуллина отметила, что год назад экономика России только выходила из рецессии, в то время как сейчас она оптимистично набирает обороты:

"Сегодня мы, с одной стороны, с оптимизмом можем говорить, что рост восстановился быстрее, чем многие ожидали. С другой стороны, мы очень быстро подошли к 1,5–2% темпов потенциального экономического роста. И у нас сейчас нет никаких причин воздерживаться от структурных изменений: экономика стабильна, мы можем и должны расти быстрее. Мы очень надеемся, что те решения, которые будут приниматься по структурным мерам, позволят нам повысить и прогнозы по росту валового внутреннего продукта вверх в отличие от того, что мы сейчас рассматриваем. Банк России, со своей стороны, приложит все усилия для того, чтобы сохранить ценовую и финансовую стабильность, обеспечить здоровье и развитие финансового рынка сообразно потребностям нашей растущей экономики".

Ссылка на источник>

Категории:
Аналитические материалы Банка России | Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Банк России
Стадии:
Опубликование
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта