Cовершенствование правового регулирования микрофинансовой деятельности

19 сентября 2017 года Советом Государственной Думы был рассмотрен законопроект № 224583-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части совершенствования правового регулирования микрофинансовой деятельности). В частности, было принято решение назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку) (далее - Законопроект).

Ссылка на источник >>

Обзор документа
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (далее –Законопроект), как отмечается в пояснительной записке, разработан в целях совершенствования законодательства и направлен на защиту интересов граждан, выступающих заемщиками денежных средств в микрофинансовых структурах.

В числе изменений, предлагаемых к внесению в Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее – Закон № 151-ФЗ), отметим следующие.

Так, согласно Законопроекту минимальный размер собственных средств (капитала) микрофинансовой компании устанавливается в размере 30 миллионов рублей. Напомним, что в настоящее время минимальных размер собственных средств (капитала) микрофинансовой компании составляет 70 миллионов рублей.

Статью 8 Закона № 151-ФЗ, устанавливающую основные условия предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями, предлагается дополнить нормой, предусматривающей ограничение процентной ставки по договорам микрозайма (микрозаймов). Так, указанная процентная ставки, согласно Законопроекту, устанавливаются в размере, не превышающем ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации более чем на 15 процентных пунктов.

Вносятся изменения в статью 12 Закона № 151-ФЗ, устанавливающую ограничения деятельности микрофинансовой организации. Так если в настоящее время микрофинансовая организации не вправе, в частности, выдавать заемщику - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга этого заемщика перед этой микрофинансовой организацией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит три миллиона рублей, то Законопроект предусматривает снижение пороговой суммы основного долга заемщика. Так, микрофинансовая организация, согласно предлагаемым изменениям, будет не вправе выдавать заемщику микрозайм (микрозаймы), "если сумма его основного долга перед микрокредитной организацией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит пятьдесят тысяч рублей". Кроме того, предусматривается, что микрофинансовая организация будет не вправе выступать займодавцем у одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя чаще одного раза в шесть календарных месяцев с момента последнего заключения договора микрозайма.

Законопроект также понижает порог суммы основного долга заемщика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, при превышении которого микрофинансовая компания не вправе выдавать такому заемщику микрозаем (микрозаймы). Так, микрофинансовая компания будет не вправе выдавать вышеупомянутому заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма его основного долга перед этой компанией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит сто тысяч рублей, а не один миллион рублей, как это предусматривается в настоящее время.

Также понижается пороговая сумма основного долга заемщика – физического лица перед микрокредитной компанией по договорам микрозайма, при превышении которой микрокредитная компания не вправе выдавать ему микрозаем (микрозаймы). В настоящее время эта сумма составляет пятьсот тысяч рублей. Согласно Законопроекту, она устанавливается на уровне пятьдесят тысяч рублей.

Предлагается дополнить перечень действий, которые не вправе осуществлять микрофинансовая организация. К числу таких действий Законопроект, например, относит прием от заемщика - физического лица имущества и (или) других объектов гражданских прав, находящихся в его собственности в качестве способа обеспечения обязательств перед микрофинансовой организацией, гарантирующего погашение долга в случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату денежных средств.

В числе предлагаемых изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" отметим установление требования, согласно которому совокупный размер денежных обязательств заемщика по одному договору потребительского кредита (займа), включающий обязательства по возврату основной суммы долга, уплате процентов, неустойки (штрафов, пени), и иных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе) или договором потребительского кредита (займа), не может превышать двукратный размер суммы такого потребительского кредита (займа). В случае если совокупный размер денежных обязательств по одному договору потребительского кредита (займа) превышает двукратный размер суммы такого потребительского кредита (займа), он считается равным двукратному размеру суммы такого потребительского кредита (займа).

Вступление в силу Федерального закона предусматривается со дня его официального опубликования.

Категории:
Участники рынка
Источник:
Банк России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта