Законопроект, как отмечается в пояснительной записке, разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2015 года № ИШ-П13-6182 в целях защиты интересов государства при размещении органами управления государственных фондов и иных структур государственных средств в кредитных организациях.
Законопроект вносит изменения и дополнения в ряд Федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон № 115-ФЗ).
В частности, изменениями в Закон № 115-ФЗ, предусматривается снижение порога суммы, в зависимости от которой операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, подлежит обязательному контролю. В настоящее время указанная операция подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее. Предусматривается установить данный порог на уровне 10 миллионов рублей.
Также устанавливается, что такие операции федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, государственных корпораций и государственных компаний подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает вышеупомянутое значение (10 миллионов рублей).
Предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению требований к кредитным организациям на территории Российской Федерации, с которыми государственная корпорация, государственная компания заключают договоры банковского счета и в которых открываются иные счета.
Предлагается внести также изменения, предусматривающие, что хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы в кредитных организациях, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями, приобретать ценные бумаги кредитных организаций, только в случае, если кредитная организация соответствует требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включена в перечень кредитных организаций, опубликованный Центральным банком Российской Федерации (Банком России), за исключением определенных случаев. В частности, если валютой соответствующего договора является иностранная валюта (ценная бумага номинирована в иностранной валюте), то данные ограничения не распространяются на совершение указанных операций с иностранными банками, действующими в соответствии с правом страны своего места нахождения. Данные изменения предлагается внести, соответственно, в Федеральный закон от 21.07.2014 № 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Кроме того, Законопроектом предусматривается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, в статью, устанавливающую сроки давности привлечения к административной ответственности вносится дополнение, устанавливающее, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушения законодательства Российской Федерации об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита).
Также устанавливается административная ответственность федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, за открытие счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, не соответствующих установленным для этого требованиям нормативных правовых актов РФ и не включенных в перечни кредитных организаций, опубликованные Банком России в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо за приобретение ценных бумаг кредитных организаций, не соответствующих установленным для этого требованиями нормативных правовых актов РФ и не включенных в перечни кредитных организаций, опубликованные Банком России в соответствии с положениями указанных федеральных законов. Также административная ответственность указанных предприятий устанавливается за несоблюдение сроков, в течение которых они обязаны расторгнуть договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с вышеупомянутыми кредитными организациями. Предусматривается также ответственность указанных предприятий за осуществление ими с кредитными организациями операций (сделок), не предусмотренных решениями Правительства РФ. В случае совершения данных административных правонарушений предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до 1 миллиона рублей, а на юридических лиц – от 10 миллионов до шестидесяти миллионов рублей.
Аналогичную административную ответственность предлагается установить для государственных компаний и государственных корпораций за открытие банковских и иных счетов, заключение договоров банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, не соответствующих установленным для этого требованиям нормативных правовых актов РФ, а также за нарушение срока, в течение которого должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в российских кредитных организациях.
Кроме того, Законопроект предусматривает установить административную ответственность для кредитных организаций, не соответствующих установленным требованиям и осуществляющих открытие счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключающих договоры банковского счета и договоры банковского вклада (депозита) с вышеупомянутыми федеральными унитарными предприятиями, а также для кредитных организаций, не соответствующих установленным требованиям и открывающих банковские и иные счета государственным корпорациям и государственным компаниям, заключающих договоры банковского вклада (депозита) с Федеральным казначейством, государственными внебюджетными фондами (территориальными фондами обязательного медицинского страхования).
Предусматривается, что рассматривать дела об административных правонарушениях, в случае их совершения государственными корпорациями, государственными компаниями, федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или их должностным лицом, будет Росфинмониторинг. Банк России будет рассматривать дела об административном правонарушении в случае его совершения кредитной организацией или ее должностным лицом.
Отметим, что согласно предлагаемым изменениям к внесению в Федеральный закон от 21.07.2014 № 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается сократить срок, в течение которого хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, должны расторгнуть договоры банковского счета и закрыть счета в таких кредитных организациях: в течение 180 дней со дня опубликования Банком России на своем официальном сайте соответствующего перечня кредитных организаций. В настоящее время данный срок составляет год со дня опубликования Банком России на своем официальном сайте указанного перечня. Аналогичный срок (180 дней) устанавливается для расторжения договора банковского вклада (депозита) с такими кредитными организациями. Такой же срок для расторжения договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и закрытия счетов в кредитных организациях, которые не соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ и не включены в перечень кредитных организаций, Законопроект предусматривает для федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации. Правительством РФ может быть принято решение о продлении данного срока.