О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента

7 декабря 2016 года Законопроект № 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента" был рассмотрен Председателем Государственной Думы; было принято решение направить законопроект в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку.

Ссылка на источник>

Обзор документа
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента" (далее – Законопроект) предусматривает внесение изменений в следующие Федеральные законы: от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее – Закон № 7-ФЗ); от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон № 395-1); от 29 декабря 2015 года № 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"; от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее – Закон № 325-ФЗ); от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"; от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон № 229-ФЗ).

Отметим основные изменения, которые планируется внести Законопроектом.

Читать далее

Так, предлагается уточнить содержание правил клиринга, установленное Законом № 7-ФЗ. В частности, исключается требование о наличии в правилах клиринга указания на размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации. При этом отметим, что устанавливается обязанность клиринговой организации обеспечить раскрытие размера и порядка оплаты услуг клиринговой организации. Предусматривается определение чрезвычайных ситуаций правилами клиринга. Вводится требование о наличии в правилах клиринга порядка взаимодействия центрального контрагента с участниками клиринга при списании денежных средств и ценных бумаг со счетов участников клиринга без их распоряжения в случае неисполнения такими участниками клиринга обязательств, допущенных к клирингу. Кроме того, устанавливается, что правила клиринга должны содержать порядок и способы подтверждения клиринговой организацией заключения и прекращения депозитных договоров, если в соответствии с правилами клиринга в отношении данного вида договоров осуществляется клиринг.

В числе других изменений, предлагаемых к внесению в содержание правил клиринга, отметим уточнение, согласно которому в указанных правилах должны содержаться существенные условия договора страхования (а не "условия страхования", как предусматривает действующая редакция Закона № 7-ФЗ) ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, по обязательствам, допущенным к клирингу, если указанная ответственность застрахована.

В настоящее время, согласно Закону № 7-ФЗ, правила клиринга могут предусматривать случаи, в которых обязательство (обязательства), существующее (существующие) между сторонами договора, заключенного не с центральным контрагентом, прекращается (прекращаются) заменой нового обязательства (новых обязательств) между каждой из сторон указанного договора и центральным контрагентом. При этом вновь возникающее (возникающие) обязательство (обязательства) должно предусматривать тот же предмет и способ исполнения, что и договор, заключенный не с центральным контрагентом. Законопроект вводит дополнение, согласно которому также предоставляется альтернативная возможность в правилах клиринга предусматривать случаи, в которых вышеупомянутое обязательство (обязательства) прекращается (прекращаются) заменой новым обязательством между лицом, действующим по поручению стороны вышеупомянутого договора, и центральным контрагентом.

Согласно части 6 статьи 11 Закона № 7-ФЗ, участники клиринга с участием центрального контрагента обязаны предоставлять центральному контрагенту информацию о счетах, открытых в банках-резидентах. Законопроект дополняет данную норму, устанавливая обязанность данных лиц предоставлять центральному контрагенту информацию о лицевых счетах и (или) счетах депо, открытых в депозитариях и (или) держателях реестра.

В числе изменений, вносимых в положения, регламентирующие осуществление клиринга с участием центрального контрагента, отметим норму, наделяющую центрального контрагента правом в порядке, установленном правилами клиринга, заключать договоры, в том числе в отношении себя лично, от имени клирингового брокера без специального полномочия (доверенности) при наличии согласия такого клирингового брокера.

Законопроект также вносит изменения в статью 15 Закона № 7-ФЗ ("Торговые счета"), обеспечивающие защиту имущества клиента участника клиринга, учитываемого на товарных счетах, от обращения взыскания по обязательствам участника клиринга. В частности, вводятся нормы, согласно которым имущество клиентов (за исключением драгоценных металлов, денежных средств и ценных бумаг), переданное ими участнику клиринга для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, учитывается на отдельном специальном торговом товарном счете участника клиринга. Вводится обязанность участника клиринга вести отдельный внутренний учет указанного имущества. Устанавливается, что на имущество клиентов, учитываемое на специальном торговом товарном счете участника клиринга, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга. Также Законопроектом предусматривается закрепить положение, согласно которому участник клиринга не вправе зачислять собственное имущество на специальный торговый товарный счет участника клиринга, открытый для учета имущества его клиентов, за исключением случаев его возврата клиенту.

Предусматривается ввести обязанность участника клиринга по требованию клиента открыть отдельный специальный торговый товарный счет участника клиринга для совершения операций с имуществом такого клиента. Устанавливается, что имущество, учитываемое на таком специальном торговом товарном счете участника клиринга, может использоваться только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

Кроме того, вводится норма, устанавливающая требование, согласно которому, если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, торговый товарный счет такого центрального контрагента открывается в порядке и на условиях, определяемых внутренним документом оператора товарных поставок. Указанный документ должен соответствовать требованиям Банка России.

Дополнения, вносимые в статью 17 Закона № 7-ФЗ ("Особенности договора хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств"), устанавливают, что если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, хранение имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, а также проведение, контроль и учет товарных поставок по таким обязательствам и возврат (передача) имущества осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены вышеупомянутым документом оператора товарных поставок. Также внутренний документ оператора товарных поставок указан Законопроектом в числе документов, на основании которых может передаваться оператору товарных поставок вышеупомянутое имущество. Согласно предлагаемым изменениям, указанное имущество может ему передаваться, в частности, в порядке и на условиях, установленных внутренним документом оператора товарных поставок.

Предлагается внести дополнение в статью 18 Закона № 7-ФЗ ("Гарантии завершения расчетов по обязательствам, допущенным к клирингу"), устанавливающее запрет на обращение взыскания на денежные средства участника клиринга, размещенные в депозит по условиям заключенного с центральным контрагентом в соответствии с Законом № 325-ФЗ депозитного договора, до истечения указанного в нем срока. Также устанавливается, что по истечении срока, определенного депозитным договором, обращение взыскания на такие денежные средства, оставшиеся после исполнения (прекращения) обязательств участника клиринга по итогам клиринга и находящиеся на клиринговом счете, осуществляется не позднее дня, следующего за днем истечения указанного срока. При этом отметим, что соответствующей нормой также дополняется статья Закона № 229-ФЗ, определяющая особенности обращения взыскания на имущество клиринговых организаций и участников клиринга.

В Закон № 7-ФЗ предлагается ввести статью, регламентирующую аннулирование статуса центрального контрагента. В ней, в частности, определены основания для аннулирования указанного статуса Банком России, в числе которых, например, указан случай, когда деятельность центрального контрагента не осуществлялась в течение полутора лет подряд.

Помимо этого, в Закон № 7-ФЗ предлагается внести ряд других изменений, в том числе исключается понятие "организованные торги", в связи с тем, что данное понятие, как отмечают авторы Законопроекта, не соответствует определению, установленному в Законе № 325-ФЗ. Отметим, что в Закон № 325-ФЗ определяет организованные торги как "торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами".

Законопроект дополняет перечень оснований для обязательного отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, указанный в Законе № 395-1. Так, предусматривается отзыв указанной лицензии в случае, если небанковская кредитная организация - центральный контрагент в течение трех месяцев с даты аннулирования Банком России выданной ей лицензии на осуществление клиринговой деятельности и (или) аннулирования Банком России статуса центрального контрагента не изменила статус на статус банка (не изменила вид небанковской кредитной организации) либо не прекратила деятельность в порядке, предусмотренном частью девятой статьи 23 Закона № 395-1.

В Закон № 325-ФЗ также предусматривается внести изменения, в частности, в статью определяющую особенности заключения на организованных торгах договоров с центральным контрагентом. Так, в настоящее время по общему правилу центральный контрагент заключает договор с каждым из участников торгов, соответствие зарегистрированных разнонаправленных заявок которых друг другу установлено организатором торгов. При этом подача центральным контрагентом заявки не требуется, а каждый из указанных договоров считается заключенным в момент фиксации организатором торгов соответствия заявок друг другу путем внесения записи о заключении договоров с центральным контрагентом в реестр договоров. Также Законом № 325-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, центральный контрагент без подачи им заявки может заключить один или несколько договоров репо с одним или несколькими участниками торгов, подавшими заявки на заключение указанных договоров, если другим или другими участниками торгов поданы заявки на размещение денежных средств при условии, что сроки, указанные в таких заявках, совпадают. Законопроект предусматривает дополнение данных положений, в частности, нормой, согласно которой составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется и простая письменная форма договора считается соблюденной. Кроме того, определяется, что документами, подтверждающими заключение и прекращение депозитного договора, являются отчеты клиринговой организации.

Законопроект вносит ряд других изменений, в том числе редакционного характера.

Категории:
Клиринг и учет ценных бумаг | Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Государственная Дума РФ
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта