Указанием № 4105-У внесены изменения в Положение Банка России от 12 декабря 2014 года № 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Положение № 444-П).
Указание № 4105-У уточняет перечень лиц, которых некредитная финансовая организация обязана идентифицировать, а также лиц, в отношении которых идентификация не проводится. В частности, к числу лиц, в отношении которых идентификация не проводится, отнесены органы государственной власти иностранного государства.
Также к числу случаев, в которых некредитная финансовая организация вправе не идентифицировать выгодоприобретателя, Указание № 4105-У, в частности, относит также случай, если клиент является банком-резидентом иностранного государства - члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), имеющим показатель рейтинговой оценки, присвоенной российским национальным рейтинговым агентством или международным рейтинговым агентством (Moody's Investors Service, Standard & Poor's, Fitch Ratings), и включенным в перечень (реестр) действующих кредитных организаций соответствующего иностранного государства.
Положение № 444-П дополняется нормой, предусматривающей обязанность некредитной финансовой организации обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в сроки, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон № 115-ФЗ), а также обновлять оценку степени (уровня) риска клиента в вышеупомянутые сроки.
Отметим, что подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установил обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по обновлению информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, а также бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений. Негосударственный пенсионный фонд , согласно вышеупомянутой норме Закона № 115-ФЗ обновляет информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в три года, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
Определены условия, при наличии совокупности которых обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может не проводиться.
Уточнен перечень информации, используемой некредитной финансовой организацией при идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации). В этот перечень теперь включена, в частности, информация из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации (прежняя редакция Положения № 444-П допускала использование информации из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет")), Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в сети "Интернет" либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Как и ранее, документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личности физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), будут представляться некредитной финансовой организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. При этом Указание № 4105-У дополняет Положение № 444-П нормой, согласно которой в случаях и в порядке, предусмотренных некредитной финансовой организацией во внутренних документах, перевод документа (его части) на русский язык вправе выполнить ее сотрудник либо сотрудник лица, которому на основании Закона № 115-ФЗ предоставлены полномочия по проведению идентификации, либо сотрудник специализированной организации, предоставляющей услуги перевода. Перевод должен быть подписан лицом, его осуществившим, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии последнего), должности или реквизитов документа, удостоверяющего личность лица, осуществившего перевод.
Указание № 4105-У допускает предоставление клиентом (представителем клиента) отдельных сведений, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения некредитной финансовой организацией правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов клиента либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно). Предусматривается, что достоверность таких сведений подтверждается клиентом в порядке, установленном некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Дополнен перечень условий, при наличии совокупности которых некредитная финансовая организация вправе не проводить повторную идентификацию не только клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца, как было установлено Положением № 444-П в предыдущей редакции, но и выгодоприобретателя, повторную упрощенную идентификацию клиента - физического лица. К числу таких условий, в частности, отнесено отсутствие у некредитной финансовой организации сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации, а также ее достаточности для исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ.
Указанием № 4105-У также внесены изменения в приложения к Положению № 444-П: "Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов – физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей – физических лиц и бенефициарных владельцев" (приложение 1); "Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов – юридических лиц, выгодоприобретателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (приложение 2); "Сведения, включаемые в анкету (досье) клиента" (приложение 3).
В частности, к числу сведений, получаемых в целях идентификации (упрощенной идентификации) клиентов-физических лиц, идентификации представителей клиента, выгодоприобретателей-физических лиц и бенефициарных владельцев, отнесены сведения о финансовом положении, о деловой репутации, об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента, а также ряд других сведений.
Уточнено наименование приложения 2 к Положению № 444-П в связи с тем, что теперь оно содержит перечень сведений, получаемых в целях идентификации не только клиентов- юридических лиц, выгодоприобретателей-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и клиентов и выгодоприобретателей, являющихся иностранными структурами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В частности, в числе сведений о государственной регистрации для иностранной структуры без образования юридического лица указывается регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации).
Уточнен перечень сведений, включаемых в анкету (досье) клиента. В частности, согласно внесенным изменениям, в анкете фиксируются сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.