О требованиях к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля и внутреннего аудита

21 сентября 2016 года начался процесс публичного обсуждения по проекту положения Банка России "О требованиях к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля и внутреннего аудита".

Дата окончания публичного обсуждения: 7 октября 2016 года.

Ознакомиться с Информацией>

Ссылка на источник>

Обзор документа
Проект, как отмечается в пояснительной записке, разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Концепции системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций, рассмотренной Инвестиционным комитетом по совершенствованию регулирования инвестиционной деятельности некредитных финансовых организаций при Банке России. Со дня вступления в силу Проекта планируется отменить применение приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 24 мая 2012 года № 12-32/пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" (далее – приказ ФСФР России № 12-32/пз-н).

Согласно Проекту, в целях установления дифференцированных требований к организации системе внутреннего контроля в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций профессиональные участники рынка ценных бумаг разделяются на три группы.

К первой группе Проект относит, в частности, брокера, управляющего и дилера, сумма всех активов (пассивов) баланса (валюта баланса) которых более или равна 2 млрд. рублей и объем оборотов которых по собственным и клиентским операциям купли (продажи), по операциям РЕПО на фондовом рынке, по операциям купли (продажи) на валютном рынке, в каждом из четырех предшествующих кварталов более и равен 500 млрд. рублей.

Ко второй группе отнесены, например, дилеры, объем операций с ценными бумагами и договорами, являющимися производными финансовыми инструментами, которых в каждом из четырех предшествующих кварталов превышает 100 млрд. рублей.

К третьей группе Проект, в частности, относит профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую деятельность только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар (товарный брокер), вне зависимости от их соответствия критериям первой и второй групп.

В случае, если профессиональный участник рынка ценных бумаг, совмещающий несколько видов деятельности, одновременно относится к нескольким группам, он считается относящимся к той группе, которая устанавливает более высокие требования.

Согласно Проекту, при изменении группы на основании проведенной оценки профессиональный участник рынка ценных бумаг должен будет привести систему внутреннего контроля в соответствии с требованиями Проекта в течение шести месяцев с момента проведения указанной оценки.

Уcтанавливается обязанность профессиональных участников, относящихся к первой группе, организовать внутренний аудит.

Проект содержит требования к системе внутреннего контроля и соответствующим органам профессионального участника рынка ценных бумаг. Регламентируется деятельность контролера (руководителя службы внутреннего контроля). В частности, устанавливается, что для контролера (руководителя службы внутреннего контроля) профессиональных участников рынка ценных бумаг, относящихся к первой и второй группе, работа в указанных профессиональных участниках рынка ценных бумаг должна являться основным местом работы.

Также Проект содержит положения, регламентирующие деятельность внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) профессионального участника рынка ценных бумаг. В частности, внутреннему аудитору (руководителю службы внутреннего аудита) и работникам службы внутреннего аудита при выполнении своих функций рекомендуется руководствоваться Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита и Кодексом этики Института внутренних аудиторов.

Кроме того, Проект содержит требования к внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля, а также внутреннего аудита. В частности, по сравнению с приказом ФСФР России № 12-32/пз-н, Проект уточняет содержание внутреннего документа профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющего порядок осуществления внутреннего контроля (в приказе ФСФР России № 12-32/пз-н данный документ именуется инструкцией о внутреннем контроле). Проект регламентирует содержание внутреннего документа профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющего порядок осуществления внутреннего аудита (далее – Положение о внутреннем аудите), актов о результатах плановой, а также внеплановой проверки. Устанавливается, что Положение о внутреннем аудите не менее одного раза в год представляется совету директоров (наблюдательному совету) (при наличии) или собранию акционеров (участников) с заключением о его соответствии (несоответствии) требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг.

Помимо этого, Проект содержит положения, устанавливающие порядок рассмотрения обращений. Как и в настоящее время, профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе при рассмотрении обращения, содержащего сведения о возможном нарушении профессиональным участником рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации и (или) жалобу на его действия, запросить дополнительные документы и сведения у заявителя. При этом Проект предусматривает продление срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней. Предусматривается также и уведомление об этом заявителя.

Проект содержит положения, регламентирующие мониторинг системы внутреннего контроля органами управления профессионального участника рынка ценных бумаг и Банком России. В частности, предусматривается информирование единоличным исполнительным органом совета директоров (наблюдательного совета) (при наличии) об уровне регуляторного риска, факторах, способных на него повлиять, мерах, принятых для его снижения, а также направленных на совершенствование управления регуляторным риском не реже одного раза в год.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны будут привести свою деятельность в соответствие с требованиями Проекта в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Категории:
Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Банк России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта