Требования к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях ПОД/ФТ

1 марта 2015 года вступает в силу Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2015 № 35933).

Ознакомиться с Положением >>

Обзор документа

Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Положение) было разработано в целях реализации нормы ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 115-ФЗ, Закон № 218-ФЗ, соответственно).

Напомним, что в соответствии с п.2 ст.7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) разрабатывать правила внутреннего контроля. Законом № 218-ФЗ в п.2 ст.7 Закона № 115-ФЗ были внесены изменения, согласно которым правила внутреннего контроля разрабатываются, в частности, для профессиональных участников рынка ценных бумаг с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Так, Положение устанавливает требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) некредитных финансовых организаций. К таким организациям данный нормативный акт относит: профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) (далее - страховые организации), страховых брокеров, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющие компании), НПФы, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы), микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, а также ломбарды.

Указанные требования к ПВК по ПОД/ФТ применяются некредитными финансовыми организациями в зависимости от вида, к которому они относятся:

- управляющие компании, НПФы, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования, ломбарды, соответствующие критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям;

- вышеуказанные организации, не относящиеся к малым предприятиям и микропредприятиям, а также страховые организации и профессиональные участники.

Читать далее

Согласно Положению, ПВК по ПОД/ФТ являются комплексным документом некредитной финансовой организации или комплектом документов, определяемым некредитной финансовой организацией, регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых некредитной финансовой организацией мер и предпринимаемых процедур, пределенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Положение, в частности, содержит перечень программ, которые должны содержать ПВК по ПОД/ФТ. При этом Положение предусматривает возможность включения в ПВК по ПОД/ФТ иных программ, разработанных некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.

В числе программ, которые включает в себя ПВК по ПОД/ФТ, указывается программа выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – программа выявления операций).

Согласно Положению, в программу выявления операций, в частности, включается перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с учетом особенностей вида деятельности, осуществляемой некредитной финансовой организацией, масштаба ее деятельности и организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых ею клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Некредитная финансовая организация вправе дополнять перечень данных признаков по своему усмотрению.

Напомним, что аналогичный перечень в составе Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (далее - Рекомендации) был утвержден приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103. Согласно Рекомендациям, помимо перечисленных в данном документе критериев выявления и признаков необычных сделок при разработке правил внутреннего контроля могут использоваться иные критерии и признаки необычных сделок, разработанные с учетом особенностей деятельности конкретной организации (иного лица).

В отличие от Рекомендаций, действующих в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), индивидуальных предпринимателей, перечисленных в ст. 5 Закона № 115-ФЗ, а также иных лиц, указанных в ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ, в перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в Положении (Приложение № 3), соответственно, не включен ряд критериев и признаков, выявляемых при осуществлении видов деятельности, не отнесенных данным нормативным актом к деятельности некредитных финансовых организаций. В их числе, например, признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом.

В числе внесенных изменений в данный перечень отметим, что теперь, например, к числу признаков необычных сделок, выявляемых при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности по управлению инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами Положение относит перевод ценных бумаг, учитываемых в российском депозитарии, со счета депо клиента – резидента на учет в иностранный депозитарий в случае, если такие ценные бумаги были зачислены на счет депо в российском депозитарии по сделкам, совершенным не на организованных торгах.

В перечень признаков необычных сделок, выявляемых при осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию отнесен перевод НПФом суммы, равной или превышающей 600 000 рублей, либо ее эквивалента в иностранной валюте на счета резидентов по операциям, не связанным с характером его уставной деятельности.

Организация системы ПОД/ФТ и ПВК по ПОД/ФТ подлежат приведению в соответствие с требованиями Положения в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу.

Категории:
Противодействие злоупотреблениям | Участники рынка | Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Банк России
Стадии:
Вступление в силу
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта