Уважаемый Сергей Анатольевич!
По инициативе Совета финансового рынка (далее – СФР), который объединяет крупнейшие саморегулируемые организации и профессиональные объединения на финансовом рынке: НАУФОР, СРО НФА, ПАРТАД, НЛУ, НП «НАПФ», ВСС, НАУМИР, НП РТС, НП «НПС» и НП СПТР, был создан проект «Экспертная инициатива Совета финансового рынка» (далее – Экспертная инициатива).
Экспертная инициатива призвана интегрировать экспертное сообщество финансового рынка для выяснения его позиции по вопросам, связанным с принятием органами власти решений в области регулирования финансового рынка, с целью обеспечения эффективного механизма обратной связи.
Экспертная инициатива функционирует на базе электронного ресурса, располагающегося в сети Интернет по адресу http://regulation.nprts.ru/ru/votes, и обеспечивающего возможность проведения анонимных голосований среди экспертов, перечень которых является публичным и утверждается СФР. В настоящее время Экспертная инициатива объединяет более 100 экспертов финансового рынка. До конца июня 2014 года планируется привлечь к работе в рамках Экспертной инициативе до 300 экспертов.
Банком России был разработан проект Инструкции Банка России «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее – Инструкция).
СФР посчитал целесообразным вынести на голосование экспертов Экспертной инициативы вопросы, связанные с ключевыми аспектами проведения надзорных мероприятий на рынке. Голосование закончилось 27 апреля 2014 года. Результаты голосования Вы можете найти в приложении к настоящему письму.
Голосование показало, что большинство экспертов (52%) признает, что проект Инструкции окажет положительное влияние на качество надзора (при этом еще 22% экспертов считают проект нейтральным). В то же время эксперты выступают за усиление роли саморегулируемых организаций (далее – СРО) в части осуществления текущего надзора за деятельностью участников рынка, а также при проведении Банком России проверок, в том числе передачу проверок в отношении определенного функционала исключительно СРО (например, проверка организации внутреннего, депозитарного или иного учета в профессиональных участниках рынка ценных бумаг, проверка достоверности представляемой отчетности и т.д.).
Также участники выступили за ограничение периода, охватываемого проверкой тремя годами (89%). При этом срок проведения проверок большинство экспертов (57%) предлагают ограничить 60 днями.
Эксперты выступили против сокращения времени на ознакомление с актом проверки: 68 процентов проголосовало за вариант, при котором срок в отдельных случаях может превышать 10 рабочих дней (например, по решению регулятора с учетом объема акта проверки). По мнению экспертов, для организации качественного надзора необходимо предусмотреть возможность предоставление проверяемой организации достаточного времени для ознакомления с результатами проверки и представления собственных комментариев.
Эксперты практически единодушно (93%) высказались за наличие процедуры обжалования действий проверяющих в рамках Банка России.
Необходимо отметить, что в ходе голосования эксперты также направляли свои предложения и замечания относительно предлагаемого порядка проведения проверок.
Так поступил ряд предложений, направленных на повышение информированности участников рынка по вопросам правоприменения.
Во-первых, предлагается по итогам проверки раскрывать на официальном сайте Банка России в сети Интернет не только информацию о том, какая норма соответствующего регулирования была нарушена, но и то, в чем конкретно заключалось выявленное нарушение. Публикация подобной информации создаст возможность для появления прецедентной базы, которая позволит некредитным организациям самостоятельно и своевременно устранять нарушения, если таковые имеются в деятельности компании.
Во-вторых, очевидно, что в адрес регулятора регулярно поступают однотипные запросы от участников финансового рынка, на каждый из которых регулятор обязан предоставить ответ. В этой связи предлагается создать базу типовых ответов на поступающие запросы на официальном сайте Банка России в сети Интернет, что позволит, с одной стороны, снизить поток однотипных запросов и, как следствие, нагрузку на Банк России, связанную с их обработкой, а с другой – обеспечит одинаковую трактовку спорных вопросов применения нормативных правовых актов.
Помимо предложений общего характера участники рынка также озвучили некоторые замечания в отношении ряда положений Инструкции.
В частности, вопросы у экспертов вызвали требования пункта 3.3.3 проекта Инструкции. Так отмечается, что наличие несгораемых шкафов в помещении, выделяемом для инспекционной группы, влечет для организации необоснованные дополнительные затраты, связанные с необходимостью приобретения дополнительных несгораемых шкафов, специально предназначенных для их предоставления проверяющим на время проверки. Обеспечения сохранности информации можно достичь использованием резервного копирования информации на электронные носители, если это необходимо. Кроме того, необходимость согласования программного обеспечения на предоставляемых инспекционной группе компьютерах, по мнению ряда экспертов, представивших замечания, является излишним, так как проверяемая организация может представить только то программное обеспечение, которое ею было приобретено и используется в текущей деятельности. Из проекта Инструкции непонятно, может ли руководитель группы инспекторов потребовать от проверяемой организации приобретения дополнительного программного обеспечения для целей проверки. Если это подразумевается, то это также приводит к дополнительным затратам проверяемой организации. Помимо этого, требование, связанное с закрыванием помещения на ключ и опечатыванием, по мнению экспертов, является анахронизмом в условиях наличия в помещениях многих организаций электронных замков, которые также способны исключить доступ иных лиц в помещение, предоставленное инспекционной группе, в отсутствие членов группы в помещении. В связи с чем, как минимум, представляется целесообразным учесть данную возможность в проекте Инструкции.
Также эксперты предложили изменить формулировку 3.3.4 проекта Инструкции, уточнив, что поднадзорная организация обязана предоставить доступ к документам, информации, программно-аппаратным средствам, электронным базам данных, в том числе, располагающимся в помещениях других организаций, привлеченных проверяемой организацией для исполнения ее обязательств по договору и/или для хранения (обработки) документов, информации, электронных баз данных, а также для предоставления помещения под программно-аппаратные средства. В случае такой формулировки, эксперты предлагают отказаться от пункта 3.3.2 проекта Инструкции.
Определенные опасения у ряда экспертов вызвал пункт 3.3.8 проекта Инструкции ввиду возможности широкой трактовки данного пункта.
Также эксперты предлагают в пункте 3.4 проекта Инструкции установить минимальный срок, который может быть указан в заявке на предоставление документов (информации). В частности, в отношении документов, находящихся в архиве представляется целесообразным установить срок не менее 1 рабочего дня, если организация самостоятельно осуществляет архивное хранение, и не менее 5 рабочих дней, если привлекаются сторонние организации. Данный срок особенно важен ввиду того, что в проекте Инструкции отсутствует предварительное уведомление проверяемой организации Банком России о дате начала проведения проверки (в том числе плановой).
Совет финансового рынка просит Вас рассмотреть возможность учета результатов голосования в рамках Экспертной инициативы, а также дополнительных предложений при работе по проекту Инструкции, а также дальнейшем совершенствовании системы надзора за некредитными финансовыми организациями.
Председатель Совета финансового рынка
А.Г. Гавриленко