Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Законопроект), как отмечается в пояснительной записке, разработан в соответствии с пунктом 47 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года № 2736-р. Отметим основные изменения, которые планируется внести в Федеральный закон от 27 июля 2012 г. № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 224-ФЗ).
Так, предлагается внести изменения в перечень инсайдеров, закрепленный в статье 4 Закона № 224-ФЗ ("Инсайдеры"). В частности, Законопроект дополняет его, относя к инсайдерам лиц, имеющих доступ к информации о сделках (готовящихся сделках) по переходу прав собственности (за исключением договоров репо) на пять и более процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций эмитентов и управляющих компаний, предоставляющих право голоса; иностранных эмитентов. Также к инсайдерам предлагается отнести, в частности, лиц, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться (а не "которые владеют", как предусматривается в настоящее время) не менее 25 % голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1 – 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ (в числе которых профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, клиринговые организации), а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов.
Предлагается заменить норму Закона № 224-ФЗ, согласно которой исчерпывающий перечень инсайдерской информации утверждается нормативным актом Банка России, нормой, предусматривающей, что инсайдеры составляют собственные перечни инсайдерской информации с учетом требований Закона № 224-ФЗ и в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим требования к составу таких перечней.
Согласно Законопроекту, передача инсайдерской информации для ее опубликования не только редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, но и центральному депозитарию не являются нарушением установленного пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона № 224-ФЗ ("Ограничения на использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком") запрета на использование инсайдерской информации путем передачи ее другому лицу. Также не будет являться нарушением указанного запрета не только ее опубликование в средстве массовой информации (как установлено в настоящее время), но и ее предоставление на сайте центрального депозитария в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законопроект предусматривает возможность изменения сроков исполнения обязанности по раскрытию инсайдерской информации. Так, устанавливается, что Банк России нормативным актом вправе определить случаи и порядок изменения сроков раскрытия инсайдерской информации лицами, указанными в пунктах 1 - 4 и 9 статьи 4 Закона № 224-ФЗ ("Инсайдеры"), в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли.
Предлагается исключить обязанность предусмотренных Законом № 224-ФЗ юридических лиц, в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг, на постоянной основе передавать списки инсайдеров организатору торговли. Вместо этого в Закон № 224-ФЗ вводится положение, согласно которому данные лица будут обязаны передавать вышеупомянутые списки только по требованию организатора торговли.
Согласно изменениям, вносимым в статью 10 Закона № 224-ФЗ ("Уведомление инсайдерами о совершенных ими операциях", наименование статьи в предлагаемой Законопроектом редакции: "Представление инсайдерами информации о совершенных ими операциях"), вместо обязанности инсайдеров эмитента и управляющей компании уведомлять указанные организации об осуществленных ими операциях с ценными бумагами этого эмитента или управляющей компании и о заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, цена которых зависит от таких ценных бумаг, предусматривается право эмитента или управляющей компании запросить у инсайдеров такую информацию.
Предусматривается, что федеральный закон вступит в силу по истечении 270 дней после дня его официального опубликования.