О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

04.09.2015

В "Вестнике Банка России" № 75 опубликован официальный документ:

Положение Банка России от 27.07.2015 № 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг" (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России");

Ознакомиться с Вестником>

Обзор документа
Положение Банка России от 27.07.2015 № 481-П (далее – Положение) устанавливает лицензионные требования и условия в отношении брокерской, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, а также деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также порядок приостановления, возобновления действия лицензии и ее аннулирования.

Со дня его вступления в силу отменяется применение Приказа ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н "Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" (далее – Приказ ФСФР России № 10-49/пз-н), а также Постановления ФКЦБ России от 26.03.2001 № 7 "Об особенностях работы регистратора, имеющего филиалы".

Отметим основные положения нового нормативного акта, устанавливающего лицензионные требования и условия, предъявляемые к участникам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Так, напомним, что Приказ ФСФР России № 10-49/пз-н предусматривает выдачу в числе лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг лицензии на осуществление брокерской деятельности или брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар.

Теперь, помимо вышеупомянутых двух лицензий, предусматривается выдача еще лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, не имеющего права на основании договора на брокерское обслуживание с клиентом использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения другого брокера (агента), являющегося участником торгов и участником клиринга (лицензия клиентского брокера).

Отметим, что изменения коснулись не только общих для профессиональных участников рынка ценных бумаг требований, но и требований в отношении отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Так, например, в соответствии с Приказом ФСФР России № 10-49/пз-н, к числу общих требований отнесено предоставление полной информации о структуре собственности лицензиата. Положение данное требование уже не предусматривает.

В числе других изменений, затронувших общие требования, отметим, что Положение ввело обязанность по наличию бизнес-плана, содержащего программу действий соискателя лицензии на ближайшие 2 календарных года.

Также согласно Приказу ФСФР России № 10-49/пз-н, к числу общих требований относилась необходимость наличия сформированного совета директоров (наблюдательного совета) у соискателя лицензии и лицензиата, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также у лицензиата, совершающего сделки за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами, до начала совершения указанных сделок. Теперь Положение сохранило данное требование только для лицензиата, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, и соискателя такой лицензии.

Читать далее

Положение вводит требование, согласно которому лицензиат, осуществляющий ведение реестров владельцев ценных бумаг публичных акционерных обществ, обеспечивает прием документов от зарегистрированных лиц через свои филиалы и (или) трансфер-агентов, число которых должно поэтапно увеличиваться. Так, если данная процедура должна осуществляться с 1 июля 2016 года не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации, то уже с 1 июля 2019 года - не менее чем в 60 субъектах Российской Федерации. Отметим, что данное требование не будет применяться, если к системе электронного документооборота лицензиата в каждом из реестров владельцев ценных бумаг публичных акционерных обществ, ведущихся лицензиатом, присоединились зарегистрированные лица, на лицевых счетах которых учитывается более чем 60 % ценных бумаг от общего числа размещенных ценных бумаг соответствующего публичного акционерного общества.

В требования, которым, помимо соблюдений общих требований и условий, обязаны соответствовать лицензиаты, осуществляющие брокерскую деятельность и (или) дилерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и соискатели данных лицензий, были также внесены уточнения. Так, в частности, согласно Положению, на клиентского брокера не будет распространяться требование наличия как минимум одного работника (специалиста), который обязан вести внутренний учет операций с ценными бумагами, отвечающий квалификационным требованиям, установленным в соответствии с пунктом 14 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ("Функции Банка России").

Изменения затронули также и требования, в частности, касающиеся лицензиатов – кредитных организаций, лицензиатов, осуществляющих депозитарную деятельность. Например, в отношении лицензиата, осуществляющего депозитарную деятельность, Положение предоставляет право работникам его депозитарного подразделения выполнять также функции по оказанию сопутствующих услуг депозитария.

Изменения внесены и в порядок приостановления, возобновления действия лицензии и аннулирования лицензии. Так, в частности, Положение устанавливает, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение о приостановлении, возобновлении действия лицензии или об аннулировании лицензии, уведомляется об этом решении Департаментом рынка ценных бумаг и товарного рынка не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, с помощью телеграфа или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих доставку соответствующего уведомления по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц.

Уточнены действия, которые обязан совершить профессиональный участник рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии. В частности, сохраняется обязанность в соответствии с указанием клиента (депонента) немедленно осуществить возврат его имущества, находящегося у лицензиата (в приказе ФСФР России № 10-49/пз-н говорилось о возврате денежных средств и переводе ценных бумаг), при этом Положение предусматривает и обязанность прекратить обязательства, связанные с осуществлением соответствующей профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме того, Положение предусматривает, что в случае отсутствия указаний клиента (депонента) о способе возврата имущества такой возврат осуществляется на основании имеющихся у лицензиата данных о клиенте (депоненте). Уточняется также, что перевод ценных бумаг осуществляется в порядке, предусмотренном для прекращения исполнения функций номинального держателя ценных бумаг.

Кроме того, Положение вводит обязанность профессионального участника рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии, если такое решение предусматривает срок для прекращения обязательств, связанных с осуществлением соответствующей профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представлять в Банк России определенные документы. Так, он будет обязан в вышеупомянутом случае предоставлять отчет о совершенных действиях по прекращению обязательств, связанных с осуществлением соответствующей профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе по возврату имущества клиентам, а также справку, содержащую сведения о требованиях и обязательствах, связанных с осуществлением соответствующей профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе по возврату имущества клиентам). Положение, в частности, устанавливает сроки представления данных документов.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Положения о наличии основного и резервного комплексов программно-технических средств, которые должны быть расположены на территории Российской Федерации, в течение шести месяцев после дня вступления в силу данного нормативного акта.

0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта