Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций

7 сентября 2015 года на официальном сайте Центрального Банка РФ появилась информация о Положении Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций."

Положение Банка России находится на государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Ознакомиться с Информацией>

Ссылка на источник>

Обзор документа
Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П ”Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций” (далее - Положение) устанавливает для некредитных финансовых организаций принципы и порядок определения доходов и расходов, отражаемых в бухгалтерском учете на счетах по учету финансового результата текущего года, и прочего совокупного дохода, отражаемого в бухгалтерском учете на счетах по учету добавочного капитала, за исключением эмиссионного дохода, безвозмездного финансирования, предоставленного некредитной финансовой организации акционерами, участниками, вкладов в имущество общества с ограниченной ответственностью, в течение текущего года.

По сравнению с проектом, предложенным ранее для обсуждения и сбора замечаний и рекомендаций (далее – Проект), Положение имеет ряд отличий. Текст Проекта был доработан: в него были внесены правки, в том числе технического характера.

Отметим, что была изменена структура документа. Так, Положение содержит не 14 глав, как предусматривалось Проектом, а 10 в связи с тем, что в его состав не вошли отдельные главы, определяющие доходы, а также расходы негосударственного пенсионного фонда по пенсионной деятельности, доходы, а также расходы страховщиков по страховой деятельности.

Положение, как и Проект, дает определение доходов некредитной финансовой организации, при этом перечисляются формы увеличения экономических выгод, приводящего к увеличению собственных средств (капитала) некредитной финансовой организации. В числе данных форм указывается уменьшение резервов под обесценение, а не "на возможные потери", как указывалось ранее в Проекте, или уменьшение резервов – оценочных обязательств. Аналогичная замена слов осуществлена применительно к определению расходов некредитной финансовой организации.

Положение, как и Проект, устанавливает, что доходы и расходы от операций с активами, в том числе требованиями, и (или) обязательствами, величина (стоимость) которых определяется с учетом разниц, связанных с применением встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора (далее – НВПИ), определяются с учетом НВПИ. При этом Положение изменяет срок обязательной переоценки (перерасчета) указанных активов, в том числе требований, и (или) обязательств. Так если проект предусматривал, что они подлежат такой переоценке (перерасчету) в последний рабочий день месяца, то согласно Положению - в последний день месяца.

Согласно Положению, процентные доходы от предоставленных денежных средств и долговых ценных бумаг, а также процентные расходы по привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц, выпущенным долговым ценным бумагам со сроком погашения более одного года отражаются в отчете о финансовых результатах (далее – ОФР) с применением ставки дисконтирования. При этом, в отличие от Проекта, в Положении не указывается, что указанные процентные доходы и расходы отражаются в ОФР на момент первоначального признания. В результате внесения технической правки (слова кредитной организацией" заменено на "некредитной финансовой организацией") устанавливается, что порядок расчета данной ставки дисконтирования определяется некредитной финансовой организацией.

Положение устанавливает, что при расчете ставки дисконтирования учитываются комиссионные доходы и (или) комиссионные расходы, составляющие неотъемлемую часть ставки дисконтирования, вознаграждения, затраты по сделке. Отметим, что проект предусматривал при этом также учет и всех прочих премий и скидок.

Положение, в отличие от Проекта, содержит определение плавающей процентной ставки, под которой понимается процентная ставка, размер которой не фиксируется и подлежит периодическому пересмотру.

Определен срок, в который производится переоценка средств в иностранной валюте, а также драгоценных металлов. Так устанавливается, что переоценка производится в наиболее раннюю из дат: в дату выбытия средств или драгоценных металлов; последний день месяца. Не предусматривается, что переоценке подлежит остаток на конец отчетного периода.

В Положении, в отличие от Проекта, указано, что доходы и расходы по договорам, являющимися производными финансовыми инструментами, определяются в соответствии с Положением Банка России от 2 сентября 2015 года № 488-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями".

Согласно Положению, не признаются доходами и расходами взносы и выплаты по договорам, классифицированным как инвестиционные, без негарантированной возможности получения дополнительных выгод. Проект не содержал данного указания.

Положение содержит классификацию доходов и расходов, однако в отличие от Проекта в качестве отдельного вида доходов и расходов иных некредитных финансовых организаций уже не указываются доходы, а также расходы от реализации товаров и услуг.

Согласно Положению, порядок признания и отражения в бухгалтерском учете негосударственными пенсионными фондами доходов и расходов от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию установлен отдельным нормативным актом Банка России. Также указывается, что отдельным нормативным актом Банка России установлен порядок признания и отражения в бухгалтерском учете страховщиками доходов и расходов от страховой деятельности. Напомним, что ранее проект предусматривал осуществление данного порядка в соответствии с определенными главами Положения, которые, как было отмечено выше, при доработке Проекта не вошли в его состав.

В перечень доходов и расходов, связанных с обеспечением деятельности некредитной финансовой организации, внесены правки. В частности, из поступлений и платежей в возмещение причиненных убытков исключены компенсации расходов страховщика (суброгации, регрессные требования, полученные годные остатки).

Положение определяет условия, при наличии которых в бухгалтерском учете признается доход (в том числе выручка). По сравнению с Проектом, в перечень таких условий внесены правки. Так, например, вместо наличия вероятности того, что экономические выгоды, связанные с операцией, поступят в организацию, в перечень условий вошло отсутствие неопределенности в получении дохода; слова "надежно оценена", " надежно оценены" заменены на "определена", "определены".

Также в Положении содержится перечень поступлений, которые не признаются доходами некредитной финансовой организации. При этом отметим, что в число таких поступлений уже не вошли поступления из бюджета в возмещение уплачиваемых налогов.

Исключены положения, определяющие, в соответствии с какими нормативными актами Банка России признаются доходы негосударственного пенсионного фонда в виде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, в виде страховых взносов по договорам обязательного пенсионного страхования; а также доходы страховщика в виде страховых премий.

Положение, определяя принципы признания и определения расходов, в отличие от Проекта, устанавливает, что расходы признаются в ОФР исходя из непосредственной связи между понесенными затратами и получением определенных статей доходов. Соотнесение доходов и расходов подразумевает одновременное или совместное признание выручки и расходов, которые напрямую и взаимосвязано возникают в результате одних и тех же операций или прочих событий (например, различные компоненты расходов, составляющих себестоимость проданных товаров, признаются одновременно с доходами от продажи товаров).

Читать далее

Регламентируя изменение статей прочего совокупного дохода, Положение устанавливает, что бухгалтерский учет изменений статей прочего совокупного дохода ведется на лицевых счетах, открываемых на балансовых счетах второго порядка по учету добавочного капитала балансового счета первого порядка № 106 "Добавочный капитал" Плана счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях, за исключением эмиссионного дохода, безвозмездного финансирования, предоставленного некредитной финансовой организации акционерами, участниками, вкладов в имущество общества с ограниченной ответственностью, с отражением в ОФР по соответствующим символам разделов 1 – 2 части 8 "Прочий совокупный доход". Напомним, что проект при этом не предусматривал исключение вышеупомянутого дохода, финансирования, а также вкладов.

Предусмотрено 10 форм, в которых происходит увеличение статей прочего совокупного дохода некредитной финансовой организации, а также 9 форм, в которых происходит уменьшение таких статей. Таким образом, по сравнению с Проектом (предусматривал 3 формы в том и другом случаях), их перечень расширен. В частности, в данные перечни включено увеличение или, соответственно, уменьшение справедливой стоимости инструмента хеджирования в случае, если объектом хеджирования является долевой финансовый инструмент, изменения справедливой стоимости которого отражается в составе прочего совокупного дохода.

При прекращении признания обязательств (требований) по выплате долгосрочных вознаграждений работникам по окончании трудовой деятельности накопленная переоценка, признанная в связи с увеличением обязательств (уменьшением требований) (уменьшением обязательств (увеличением требований)) по выплате долгосрочных вознаграждений работникам по окончании трудовой деятельности, отражается в бухгалтерском учете в составе капитала на счете № 10801 "Нераспределенная прибыль" (№ 10901 "Непокрытый убыток") Плана счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях. Перенесенная в составе капитала такая переоценка отражается в ОФР по символу 81804 (82804), а не 81604 (82604), как предусматривалось в проекте.

Положение устанавливает, что уменьшение статей прочего совокупного дохода в результате уменьшения стоимости инструментов хеджирования отражается в ОФР по соответствующим символам подраздела 5 "Уменьшение стоимости инструментов хеджирования" раздела 2 "Уменьшение статей прочего совокупного дохода". Уменьшение статей прочего совокупного дохода в результате переноса в состав прибыли и убытка накопленного увеличения стоимости инструментов хеджирования отражается в ОФР по соответствующим символам подраздела 6 "Перенос в состав прибыли и убытка накопленного увеличения стоимости инструментов хеджирования" раздела 2 "Уменьшение статей прочего совокупного дохода". Напомним, что в Проекте данные подразделы не предусматривались.

Изменен ряд ссылок на номера ряда разделов и подразделов, содержащих символы, по которым отражаются в ОФР расходы и доходы, а также ряда таких символов, что связано с доработкой текста приложений к нормативному акту.

Внесены и другие правки, в том числе технического характера. Например, согласно Положению, НВПИ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения могут быть представлены условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которыми негосударственный пенсионный фонд предоставляет право участникам и вкладчикам расторгнуть договоры негосударственного пенсионного обеспечения, а не "отказаться от договоров негосударственного пенсионного обеспечения", как предусматривалось проектом, в обмен на фиксированную сумму или в обмен на сумму, определяемую исходя из фиксированной суммы и процентной ставки. Заменены слова в соответствующем падеже "размещенный" на "предоставленный", "размещены" на "предоставлены"; "потоки денежных средств" на "денежные потоки"; "пенсионная деятельность" на "деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию"; " инвестиционная деятельность" на "операции с финансовыми инструментами и драгоценными металлами".

К Положению содержится два приложения: Символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для негосударственных пенсионных фондов, а также Символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для страховых организаций и обществ взаимного страхования. В каждом приложении, как и предусматривалось Проектом, содержится 9 частей. Отметим изменения, которые были в них внесены.

В частности, теперь в них дополнительно указаны соответствующие номера счетов бухгалтерского учета.

Внесены изменения в наименования ряда частей, разделов и подразделов таблиц, содержащихся в приложениях к Положению, а также символов. Ряд символов был введен, а некоторые, содержавшиеся в Проекте, были исключены.

В отношении приложения 1, в котором содержится таблица "Символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для негосударственных пенсионных фондов", кратко отметим следующее.

Внесены изменения в заголовки частей 2 (теперь имеет наименование "Расходы от операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению" вместо предлагавшегося ранее в Проекте "Расходы по пенсионной деятельности".), 3 (теперь имеет заголовок "Доходы от операций с финансовыми инструментами и драгоценными металлами" вместо предлагавшегося ранее "Доходы от инвестиционной деятельности"), раздела 2 части 3, подразделов 6 и 7 раздела 4, раздела 5 и его подразделов, части 4, разделов 1 и 2 части 4, подраздела 1 раздела 2 части 4; в части 5: подраздела 7 раздела 2, подраздела 7 раздела 3, подраздела 2 раздела 4; в части 8: подраздела 3 и 4 раздела 1, подразделов 2,3 и 4 раздела 2. Ряд разделов части 3 дополнен подразделами: раздел 1 - подразделом 4, раздел 2 – подразделами 3 и 4, раздел 3 – подразделами 5 и 6, раздел 4 – подразделом 9, раздел 8 – подразделами 6, 7,8 и 9. Разделом 4 дополнена часть 4. Также дополнены подразделами следующие разделы части 4: раздел 1 – подразделами 3 и 4, раздел 2 – подразделами 5 и 6, раздел 3 – подразделом 5, раздел 8 – подразделами 6, 7, 8, 9. В части 5 подразделом 7 дополнен раздел 2, подразделом 7 дополнен раздел 3, подразделом 2 дополнен раздел 4; символами дополнены подразделы 7 раздела 2 и подраздел 7 раздела 3; сокращено число символов в подразделе 8 раздела 2. В части 8 дополнены подразделами 5 и 6 раздел 1, подразделом 2 дополнен раздел 2.

В отношении раздела 4 части 4 отметим, что им стал раздел, озаглавленный "Процентные расходы" (согласно Проекту, он был шестым разделом части пятой). В данный раздел внесены правки, в частности, он дополнен подразделом "Премии, уменьшающие процентные расходы". Раздел "Расходы (кроме процентных) по операциям с привлеченными средствами и выпущенными долговыми ценными бумагами" стал пятым (ранее в Проекте данный раздел с иным наименованием "Расходы (кроме процентных) от операций с полученными кредитами, а также с другими привлеченными средствами и выпущенными долговыми ценными бумагами" был четвертым в части четвертой; в наименования его подразделов теперь внесены правки).

В таблицу символов доходов и расходов отчета о финансовых результатах для страховых организаций и обществ взаимного страхования, содержащуюся в приложении 2 также внесены правки.

Коротко отметим, что внесены правки в заголовки ряда разделов и подразделов частей данной таблицы, а также в наименования некоторых символов. Так, изменены наименования подразделов разделов 1,2 и 3 части 1, в части 2: некоторых подразделов раздела 1, раздела 2, наименование раздела 3, подраздела 3 раздела 4, подраздела 1 раздела 5; разделов 2 и 5 части 3, изменены наименования символов в подразделе 1 раздела 7 части 3; в части 4: раздела 1, подразделов 1,2,3, 4 раздела 2, подразделов 2,4,5 раздела 4, раздела 5, символов подраздела 1 раздела7; седьмых подразделов раздела 2 и раздела 3, подраздела 2 раздела 4 части 5; подразделов 2,3, 4 раздела 1 части 8. Также изменено наименование части 4, которая теперь озаглавлена "Расходы по операциям с финансовыми инструментами и драгоценными металлами" вместо предлагавшегося в проекте наименования "Расходы по инвестиционной деятельности".

Дополнены подразделами ряд разделов нескольких частей данной таблицы. Так, в части 3 "Доходы от операций с финансовыми инструментами и драгоценными металлами" раздел 1 дополнен подразделом 4, раздел 2 – подразделами 3 и 4, раздел 4 – подразделом 9, раздел 8 – подразделами 6 и 9. В части 4 "Расходы по операциями с финансовыми инструментами и драгоценными металлами" дополнен разделом 4, раздел 1 дополнен подразделами 3 и 4, раздел 2 – подразделами 5 и 6, раздел 3 – подразделом 5, раздел 8 – подразделами 6 и 9. В части 8 "Прочий совокупный доход" разделы 1 и 2 дополнены каждый двумя подразделами.

По сравнению с Проектом сокращено число символов в подразделе 2 раздела 6 части 1; подразделах 4 и 5 раздела 8, подразделах 7 и 8 раздела 8 части 3; подразделах 4 и 5 раздела 8, подразделах 7 и8 раздела 8 части 4; в подразделе 7 раздела 2, подразделе 7 раздела 3, подразделе 8 раздела 2 и подразделе 2 раздела 3 части 5. Ряд подразделов содержит большее число символов: подраздел 4 раздела 9 части 1; подраздел 1 раздела 3, подраздел 1 раздела 5, подраздел 5 раздела 5, подраздел 1 раздела 6 (при этом не предусмотрен отдельный подраздел 2 "Комиссия по договорам перестрахования"); подраздел 4 раздела 8, подраздел 3 раздела 9, подраздел 8 раздела 9 части 2; подраздел 1 раздела 1 , подраздел 2 раздела 1, подраздел 3 раздела 1, разделы 5 и 6, подраздел 1 раздела 8 части 3; подраздел 1 раздела 8 части 4; подраздел 4 раздела 5 части 5; подразделы 3 и 4 раздела 1 части 8.

В отношении части 8 "Прочий совокупный доход"отметим следующее.

Как уже отмечено, в наименования подразделов 2, 3 и 4 раздела 1 "Увеличение статей прочего совокупного дохода" части 8 по сравнению с Проектом внесены изменения.

Так, например, подраздел 3 теперь имеет заголовок "Увеличение справедливой стоимости приобретенных долговых ценных бумаг (включая векселя), имеющихся в наличии для продажи". Напомним, что согласно Проекту, он имел наименование "Увеличение справедливой стоимости приобретенных долговых ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи (кроме векселей)". При этом в разделе имелись подразделы, содержавшие символы, отражающие увеличение справедливой стоимости учтенных векселей, имеющихся в наличии для продажи, и перенос в составе капитала накопленного уменьшения их справедливой стоимости при прекращении их признания. Данные подразделы теперь отдельно не выделены в разделе 1, но при этом соответствующим образом изменены наименования подразделов 3 и 4 и дополнено число символов, содержащихся в этих подразделах. Раздел 1 также дополнен подразделами "Увеличение стоимости инструментов хеджирования" и "Перенос в состав прибыли и убытка накопленного уменьшения стоимости инструментов хеджирования".

Раздел 2 "Уменьшение статей прочего совокупного дохода" части 8 дополнен подразделами "Уменьшение стоимости инструментов хеджирования" и "Перенос в состав прибыли или убытка накопленного увеличения стоимости инструментов хеджирования".

Предусмотренные Проектом подразделы "Уменьшение справедливой стоимости учтенных векселей, имеющихся в наличии для продажи" и "Перенос в составе капитала накопленного увеличения справедливой стоимости учтенных векселей, имеющихся в наличии для продажи, при прекращении их признания" не содержатся в качестве отдельных подразделов в составе раздела 2 части 8. Предусматривавшиеся вышеупомянутыми подразделами символы теперь включены в состав подразделов 3 и 4, в наименование которых внесены соответствующие изменения.

Положение вступит в силу с 1 января 2017 года (а не с 1 января 2016 года, как предусматривалось Проектом). С 1 января 2018 года оно будет применяться микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, а с 1 января 2019 года -сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами.

Категории:
Бухгалтерский учет | Участники рынка
Источник:
Банк России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта