Принят во втором чтении законопроект о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка

1 июля 2015 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла во втором чтении проект федерального закона № 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков" с новым наименованием "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Ознакомиться с текстом законопроекта

Обзор документа
Принятый во втором чтении законопроект "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков" (далее - Законопроект) отличается от принятого ранее в первом чтении. Отметим основные изменения, которые были внесены в его положения.

Законопроект определяет понятие саморегулирования в сфере финансового рынка, под которым понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется нижеперечисленными финансовыми организациями и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль за соблюдением требований указанных стандартов.

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных данным Федеральным законом, основанная на членстве и объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности (далее – финансовые организации):

  • брокеров;
  • дилеров;
  • управляющих;
  • депозитариев;
  • регистраторов;
  • акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, ПИФов и НПФов;
  • специализированных депозитариев;
  • НПФов;
  • страховых организаций;
  • страховых брокеров;
  • обществ взаимного страхования;
  • микрофинансовых организаций;
  • кредитных потребительских кооперативов;
  • жилищных накопительных кооперативов;
  • сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  • форекс-дилеров.

Отметим, что в отличие от принятого в первом чтении законопроекта, теперь из данного перечня исключена деятельность ломбардов, при этом в него включена деятельность форекс-дилеров.

Требования разрабатываемого Федерального закона не будут распространяться на страховщиков, которыми являются государственные учреждения, специальные учреждения при Правительстве РФ, а также иные некоммерческие организации, создаваемые Российской Федерацией для осуществления функций обязательного страхования; на кредитные потребительские кооперативы второго уровня, созданные в соответствии с Федеральным законом "О кредитной кооперации", сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы второго и последующих уровней, созданные в соответствии Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".

При этом его требования, как и ранее предлагалось, будут распространяться на Внешэкономбанк в части осуществления им деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

Внесены изменения в перечень требований, которым должна соответствовать некоммерческая организация для приобретения статуса саморегулируемой организации. В частности, изменено количество финансовых организаций, которые должны быть объединены в составе такой некоммерческой организации для приобретения данного статуса. Ранее предлагалось установить, что некоммерческая организация должна объединять в своем составе в качестве ее членов не менее 34 % от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Теперь устанавливается, что эта доля должна составлять не менее 26 % от общего количества вышеупомянутых финансовых организаций.

Устанавливается, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, а не с даты принятия Банком России решения о присвоении такого статуса, как предусматривалось ранее.

Банк России принимает решение о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка или об отказе в этом в течение 30 календарных дней, следующих за днем представления некоммерческой организацией всех необходимых документов. Предусматривается, что при необходимости срок принятия указанного решения может быть продлен Банком России, но не более чем на 30 календарных дней.

Внесены правки в перечень оснований для принятия Банком России решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в данный единый реестр. В частности, в числе таких оснований указывается противоречие внутренних стандартов саморегулируемой организации законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России, утвержденным Банком России базовым стандартам.

Читать далее

Внесены правки в положения, устанавливающие требования к стандартам саморегулируемой организации: базовым и внутренним.

Так, предусматривается, что проекты базовых стандартов по управлению рисками; корпоративного управления; внутреннего контроля; защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций; совершения операций на финансовом рынке должны быть разработаны саморегулируемой организацией в соответствии с установленными требованиями и представлены на согласование в комитет по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России (далее – комитет по стандартам). После их согласования комитетом по стандартам они направляются на утверждение в Банк России. Устанавливается, что базовые стандарты не подлежат государственной регистрации и применяются через десять дней со дня их размещения на официальном сайте Банка России в сети "Интернет", если иной срок данными стандартами не установлен.

При этом Законопроект определяет основные функции комитета по стандартам:

  • выработка предложений о направлениях развития деятельности финансовых организаций;
  • согласование базовых стандартов;
  • осуществление экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении финансовыми организациями своей деятельности;
  • взаимодействие по вопросам деятельности финансовых организаций с научными организациями, образовательными организациями, международными организациями.

Не менее чем две трети членов комитета по стандартам должны составлять представители саморегулируемых организаций по соответствующему виду деятельности финансовых организаций. В случае наличия нескольких саморегулируемых организаций, объединяющих финансовые организации, которые осуществляют один вид деятельности, в комитет по стандартам должно входить равное количество представителей каждой саморегулируемой организации. В состав комитета по стандартам должны входить представители Банка России, а также представители Министерства финансов РФ. Председатель комитета по стандартам избирается из числа его членов и освобождается от должности в порядке, установленном положением о комитете по стандартам. Положение об этом комитете утверждается Банком России.

В отношении внутренних стандартов саморегулируемой организации Законопроект, в частности, устанавливает, что они обязательны для исполнения членами саморегулируемой организации и, если это предусмотрено внутренними стандартами, ассоциированными членами саморегулируемой организации. Требования, установленные внутренними стандартами, не могут противоречить базовым стандартам.

Законопроект предусматривает право Банка России на основании письменного обращения саморегулируемой организации передать ей полномочия по получению от членов саморегулируемой организации отчетности, перечень которой устанавливается Банком России. Напомним, что в принятом в первом чтении законопроекте предусматривалась, помимо передачи вышеупомянутых полномочий, передача, в частности, полномочий по аттестации руководителей членов саморегулируемой организации и их работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, по утверждению программ квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на финансовом рынке и ряд других.

Законопроект вводит ассоциированное членство в саморегулируемой организации. Так, согласно Законопроекту, оно может быть предусмотрено уставом саморегулируемой организации и условиями членства в ней. Устанавливается, что ассоциированными членами саморегулируемой организации могут являться финансовые организации, являющиеся членами другой саморегулируемой организации того же вида, а также иные лица.

Увеличен срок, в течение которого саморегулируемая организация принимает решение о приеме финансовой организации в ее члены или об отказе в этом с указанием причин отказа. Такое решение будет приниматься в течение не 5, как предлагалось ранее, а 30 рабочих дней, следующих за днем получения предусмотренных данным законом документов.

Законопроект предусматривает, что Банк России вправе снизить предельный размер вступительного взноса члена саморегулируемой организации, в том числе в отношении отдельного вида саморегулируемой организации. Как и ранее, Законопроект содержит положение, согласно которому размер данного взноса не может превышать сто тысяч рублей.

К органам управления саморегулируемой организации Законопроект, помимо общего собрания ее членов, постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, исполнительного органа саморегулируемой организации, если формирование такого органа предусмотрено ее уставом, относит еще и руководителя саморегулируемой организации (единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации). Устанавливается, что представители Банка России не вправе входить в состав органов управления саморегулируемой организации.

Внесены правки в положения регламентирующие деятельность общего собрания членов саморегулируемой организации, постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и ее исполнительного органа. Например, из числа вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации, изъято рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой организации, на необоснованность принятого ее постоянно действующим коллегиальным органом управления решения о его исключении из членов саморегулируемой организации и принятие решения по такой жалобе.

В принятом во втором чтении Законопроекте внесены поправки, в частности, в требования к руководителю саморегулируемой организации. Например, в зависимости от того, какое высшее образование имеет кандидат на данную должность - высшее экономическое (юридическое) либо высшее техническое (математическое) – предъявляются требования к продолжительности его опыта руководства определенными организациями, в числе которых указывается финансовая организация. Так, при наличии высшего технического или математического образования он должен иметь опыт такого руководства не менее 5 лет. Устанавливается, что руководитель саморегулируемой организации не вправе одновременно занимать должность руководителя в иных саморегулируемых организациях.

Как и ранее предусматривалось, Законопроект закрепляет право саморегулируемых организаций, действующих на финансовом рынке, создать совет саморегулируемых организаций из числа руководителей саморегулируемых организаций. Основной целью его деятельности является координация интересов саморегулируемых организаций на финансовом рынке и их представительство в Банке России. Однако теперь Законопроект предусматривает, что положение о совете саморегулируемых организаций утверждается нормативным актом Банка России.

Изменен перечень некоммерческих организаций, в отношении которых предусматривается льготный порядок получения статуса саморегулируемой организации. Этот порядок устанавливается для некоммерческих организаций, осуществляющих не менее одного года (а не менее двух лет, как предусматривалось ранее) ко дню вступления в силу данного Федерального закона деятельность в статусе саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, созданной в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", саморегулируемой организации управляющих компаний, созданной в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Отметим, что принятый в первом чтении законопроект предусматривал такой льготный порядок еще и для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в статусе саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, созданных в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также саморегулируемой организации, объединяющей финансовые организации, осуществляющие несколько видов деятельности. Теперь этот перечень дополнен: данный порядок устанавливается также для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность саморегулируемой организации микрофинансовых организаций, созданной в соответствии с Федеральным законом "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", саморегулируемой организации негосударственных пенсионных фондов, созданной в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", саморегулируемой организации жилищных накопительных кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом "О жилищных накопительных кооперативах", саморегулируемой организации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". Для вошедших в перечень организаций требования о достаточном количестве финансовых организаций для получения статуса саморегулируемой организации, о наличии утвержденных Банком России базовых стандартов, требования к руководителю саморегулируемой организации применяются по истечении двух лет со дня вступления в силу данного Федерального закона.

К вышеупомянутым некоммерческим организациям при получении статуса саморегулируемой организации не применяется требование о представлении в Банк России сметы, которая отражает возможность осуществления саморегулируемой организацией своих функций и требования к составлению которой определяются Банком России.

Категории:
Стратегические вопросы | Участники рынка
Источник:
Государственная Дума РФ
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта