Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты РФ"

31.07.2014

31 июля 2014 года началось общественное обсуждение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)".

Даты проведения обсуждения: 31.07.2014 - 15.08.2014

Ознакомиться с текстом законопроекта >>

Обзор документа
В виду того, что Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Гражданский кодекс РФ (далее, соответственно, – Закон № 99-ФЗ, ГК РФ) были внесены поправки, изменяющее правовое положение акционерных обществ, вносятся изменения в российское законодательство.

Так, прежде всего, проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на приведение закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон № 208-ФЗ) в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ. Отметим наиболее существенные изменения, внесенные в этот закон.

В связи с тем, что в ГК РФ внесены изменения, вводящие деление акционерных обществ на публичные и непубличные взамен их деления на открытые и закрытые (вступят в силу с 1 сентября 2014 года), соответствующие изменения вносятся и в Закон № 208-ФЗ.

Так, соответствующая статья Закона № 208-ФЗ в новой редакции будет определять два типа общества – публичное и непубличное. Публичным, согласно данной статье, будет являться акционерное общество, признаваемое таковым в соответствии с ГК РФ. Отметим, что Кодекс признает таким обществом акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Согласно законопроекту, статус этого общества, акции которого публично не обращаются, может быть прекращен по единогласному решению акционеров путем исключения из устава и фирменного наименования указания на его публичный статус.

Меняются требования к фирменному наименованию таких обществ. Например, в сокращенном фирменном наименовании общества на русском языке должны будут содержаться слова "акционерное общество" или "АО", а публичного акционерного общества - "публичное акционерное общество" или "ПАО".

Вводится статья, предусматривающая исключение акционера из непубличного общества. Это возможно в судебном порядке по требованию акционера(ов) непубличного общества, если акционер своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в т.ч. грубо нарушая свои, предусмотренные данным законом, обязанности.

Законопроект вводит понятие лица, имеющего фактическую возможность определять действия общества, в том числе давать указания лицам, указанным в п. 1 ст. 71 Закона № 208-ФЗ, т.е. в их числе членам совета директоров. Устанавливаются критерии, в соответствии с которыми, если не доказано иное, лицо считается контролирующим общество. В частности, если такое лицо напрямую или косвенно распоряжается более чем половиной голосов размещенных голосующих акций. Кроме того, контролирующими признаются также лица, через которых осуществляется контроль. Предусматривается и возможность привлечения этого лица к ответственности.

Вводятся новые требования к минимальному уставному капиталу акционерных обществ. У непубличного акционерного общества он должен будет составлять не менее чем 10 тысяч рублей, публичного – не менее чем 100 тысяч рублей. Отметим, что для существующих в настоящее время типов акционерных обществ уставной капитал установлен, исходя из размера МРОТ.

Согласно законопроекту, в частности, устанавливается, что непубличное общество вправе размещать один или несколько типов обыкновенных акций с разной номинальной стоимостью. При этом номинальная стоимость обыкновенных акций одного типа должна быть одинаковой. Публичное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций.

В связи с введением в ГК РФ понятия "корпоративный договор", соответствующие изменения вносятся в Закон № 208-ФЗ. Так, в новой редакции излагается статья, регулирующая отношения, связанные с акционерным соглашением. В частности, согласно внесенным изменениям в данную статью, в соответствии с акционерным соглашением (корпоративным договором) может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать по указанию других лиц. Устанавливается возможность публичного и непубличного акционерных обществ быть стороной акционерного соглашения, которое заключается в отношении управления таким обществом. При этом, если непубличное общество вправе по такому соглашению как приобретать права, так нести и обязанности в отношении его других сторон, то публичное общество – может приобретать только права. Согласно законопроекту, акционерное соглашение может быть заключено в отношении части акций, принадлежащих стороне акционерного соглашения. Отметим, что в настоящее время согласно действующему Закону № 208-ФЗ акционерное соглашение должно быть заключено в отношении всех таких акций.

Предлагается также ввести статью, закрепляющую особенности правового регулирования акционерного соглашения (корпоративного договора), сторонами которого являются все акционеры непубличного общества. Таким соглашением, в частности, может быть предусмотрен непропорциональный объем правомочий акционеров общества.

Одно из существенных изменений касается ведения реестра акционеров. Согласно законопроекту держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор. Отметим, что в настоящее время им может быть это общество или регистратор.

Кроме того, вносятся изменения в положения, регулирующие общее собрание акционеров. В частности, предлагается дополнить Закон № 208-ФЗ положением, согласно которому акции общества, принадлежащие юридическим лицам, подконтрольным обществу, не предоставляют права голоса и не учитываются при подсчете голосов.

Изменения затронули и положения, регламентирующие деятельность совета директоров и исполнительного органа общества. В частности, вводится положение, согласно которому уставом непубличного общества может быть предусмотрен более продолжительный срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета), чем до следующего годового общего собрания акционеров. Однако этот срок не может превышать 5 лет.

Уточняется правовое регулирование исполнения функций единоличного исполнительного органа несколькими лицами. Согласно законопроекту в обществе образуется один или несколько единоличных исполнительных органов, наименование которых определяется уставом общества. В настоящее время Законом № 208-ФЗ предусматривается создание одного единоличного исполнительного органа. Законопроект уточняет, что в качестве такого органа может выступать физическое лицо или коммерческая организация. Сохраняется возможность образования коллегиального исполнительного органа. В случае наличия такого органа и нескольких единоличных исполнительных органов, согласно законопроекту, в уставе общества должно быть предусмотрено, какой из них осуществляет функции председателя коллегиального исполнительного органа.

Изменения вносятся также в Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О рынке ценных бумаг". В частности, закон "О рынке ценных бумаг" дополняется положением, согласно которому в форме сообщения о существенных фактах должна будет раскрываться информация о поступившем эмитенту в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 71 Закона № 208-ФЗ уведомлении акционера о намерении обратиться в суд с иском.

Предусмотрены и другие изменения. Так, в частности, в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" и в Законе № 208-ФЗ в отношении общества осуществлена замена слова "открытое" на "публичное".

0