Федеральный закон № 326-ФЗ от 28.11.2015 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 326-ФЗ) вносит ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), в частности, в связи с введением на финансовом рынке Российской Федерации нового финансового инструмента – клирингового сертификата участия. Напомним, что данный финансовый инструмент вводится в соответствии с положениями, введенными в законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Отметим основные изменения, внесенные в НК РФ Законом № 326-ФЗ.
Так, введены изменения в отношении налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Согласно внесенным поправкам, не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС передача (возврат) имущества в имущественный пул клиринговой организации (из имущественного пула клиринговой организации).
Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" НК РФ, в частности, дополняется пунктом, определяющим особенности отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) клиринговыми организациями при совершении ими операций по осуществлению функций центрального контрагента и (или) оператора товарных поставок, а также при исполнении и (или) обеспечении исполнения допущенных к клирингу обязательств.
Установлены особенности порядка определения налоговой базы налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) при осуществлении урегулирования взаимных требований вследствие ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО в случае, если предметом соответствующего договора репо являются клиринговые сертификаты участия. Аналогичные особенности устанавливаются и в отношении порядка определения налоговой базы налога на прибыль организаций. Так, согласно Закону № 326-ФЗ, рыночная стоимость клиринговых сертификатов участия, являющихся предметом договора репо, определяется исходя из их номинальной стоимости; при определении дохода (убытка) от реализации клиринговых сертификатов участия, не выкупленных по второй части РЕПО, расходы продавца по первой части РЕПО признаются равными номинальной стоимости таких сертификатов.
При определении налоговой базы налога на прибыль организаций не учитываются, в частности, доходы в виде клиринговых сертификатов участия, полученных от клиринговой организации, выдавшей такие сертификаты, а также в виде имущества, полученного от клиринговой организации при их погашении. Также не учитываются расходы в виде имущества, внесенного в имущественный пул клиринговой организации, а также в виде клиринговых сертификатов участия, предъявленных к погашению.
Внесены изменения в статьи, устанавливающие особенности определения доходов и расходов клиринговых организаций при определении налоговой базы налога на прибыль организаций. В частности, при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются такие расходы, как денежные средства и иное имущество, которые переданы участнику клиринга клиринговой организацией при их погашении.
Согласно дополнениям, введенным в статью 280 "Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами" главы 25 "Налог на прибыль организаций", не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг погашение клиринговых сертификатов участия при получении от клиринговой организации соответствующих таким сертификатам ценных бумаг и иного имущества, внесенных в имущественный пул клиринговой организации; передача клиринговой организации ценных бумаг в счет выдаваемых такой клиринговой организацией клиринговых сертификатов участия.
Изменения также затронули и особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации. Так, согласно внесенным поправкам, доходы от погашения клиринговых сертификатов участия не признаются доходами от источников в Российской Федерации.
Кроме того, с учетом практики применения введенного Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нового механизма исчисления и уплаты налоговыми агентами НДФЛ и налога на прибыль организаций в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по выпущенным российскими организациями ценным бумагам, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, Законом № 326-ФЗ также внесен ряд изменений в НК РФ.
В частности, уточнены формулировки, связанные с применением пониженных налоговых ставок (освобождения от налога) НДФЛ и налога на прибыль организаций в соответствии с международными договорами: четко указывается обязательство предоставлять информацию налоговому агенту о налоговом резидентстве и основаниях применения льгот.
Закон № 326-ФЗ дополняет перечень счетов депо и лицевых счетов, в отношении которых депозитарий и эмитент выполняют функции налогового агента. В данный перечень теперь включены, например, депозитные счета.
Устанавливается, что документы, подтверждающие налоговое резидентство получателей дохода, налоговые органы вправе запрашивать у налогового агента в случае применения пониженных налоговых ставок или освобождения от налогообложения, предусмотренных НК РФ или международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Уточнены особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами. Теперь ограничение срока договора займа, выданного (полученного) ценными бумагами, одним годом не будет применяться к случаям передачи (получения) облигаций федерального займа, внесенных Российской Федерацией в качестве имущественного взноса в имущество организации, осуществляющей в соответствии с федеральным законом функции по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в субординированные займы банкам при осуществлении мер по поддержанию стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.