Проект инструкции (далее – Проект) разработан на основании статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" ("Функции Банка России"), Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и устанавливает порядок лицензирования Банком России различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также порядок ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Напомним, что в настоящее время Приказом ФСФР России от 25 января 2011 года № 11-5/пз-н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг" (далее - Приказ ФСФР России № 11-5/пз-н), в частности, установлены сроки представления государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги; перечень оснований для отказа в выдаче вышеупомянутой лицензии; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения. Со дня вступления в силу Проекта будет отменено применение Приказа ФСФР России № 11-5/пз-н.
Отметим основные положения Проекта.
Так, Проект регулирует отношения между Банком России (Департаментом допуска на финансовый рынок) (далее – уполномоченное структурное подразделение) и хозяйственными обществами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными юридическими лицами, обратившимися в уполномоченное структурное подразделение по вопросам лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также между Банком России и любыми заинтересованными лицами, обратившимися за получением выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предусматривается, что в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее – лицензия) лица, планирующего осуществление брокерской деятельности, ему может быть выдана одна из трех лицензий. Помимо выдаваемых в настоящее время лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности и лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, в Проекте указывается еще лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, не имеющего права на основании договора на брокерское обслуживание с клиентом использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения другого брокера (агента), являющегося участником торгов и участником клиринга.
Проект уточняет перечень документов, предоставляемых в уполномоченное структурное подразделение соискателем. В частности, в данный перечень включена выписка по счету депо владельца, открытому соискателю, в случае если учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарии (специализированный депозитарий), или выписка по лицевому счету владельца ценных бумаг, открытому в реестре владельцев ценных бумаг. Такие выписки предоставляются в отношении ценных бумаг, принимаемых к расчету собственных средств (при наличии таких ценных бумаг). Также, необходимо будет предоставить отчет независимого оценщика рыночной стоимости недвижимости, включенной в состав активов, принятых к расчету собственных средств (при наличии такой недвижимости).
В числе других изменений, коснувшихся документов, представляемых соискателем, отметим, что предлагается уточнить состав сведений, указываемых в Анкете соискателя. Так, например, необходимо будет указывать адрес сайта соискателя в сети "Интернет", информацию не только о лицах, входящих в состав коллегиального исполнительного органа, о лицах, входящих в состав совета директоров, сведения о контролере (руководителе службы внутреннего контроля), о единоличном исполнительном органе соискателя, но и о его заместителях, а также о главном бухгалтере.
Кроме того, в данной Анкете необходимо будет давать сведения о структуре собственности соискателя на дату подачи заявления о выдаче лицензии: об акционерах (участниках) соискателя, владеющих более чем 1 % голосов к общему количеству голосующих акций (долей); лицах, являющихся конечными собственниками акционеров (участников) соискателя; лицах, под контролем либо значительным влиянием которых он находится; взаимосвязях между акционерами (участниками) соискателя и (или) конечными собственниками его акционеров (участников) и (или) лицами, под контролем либо значительным влиянием которых он находится соискатель. Напомним, что согласно Приказу ФСФР России № 11-5/пз-н, в Анкете, в настоящее время, в частности, указываются сведения о лицах, владеющих 5 % и более уставного (складочного) капитала соискателя и о лицах, в которых соискатель владеет 5 % и более долей в уставном (складочном) капитале. Согласно Проекту, в данном документе уже не предусматривается раскрытие сведений, в частности, о членстве в саморегулируемых организациях на рынке ценных бумаг, однако данная информация должна будет указываться в бизнес-плане.
Также Проект предусматривает предоставление Анкеты лица, которое в силу своей должности или иного положения может оказывать влияние на деятельность соискателя (лицензиата). Такой документ будет, в частности, предоставляться соискателем-профессиональным участником рынка ценных бумаг в отношении работников, наличие которых необходимо для осуществления планируемого им лицензируемого вида деятельности.
Предусматривается необходимость предоставления справки, содержащей сведения в отношении каждого работника, связанного с осуществлением профессиональной деятельности, о наличии опыта работы в качестве единоличного исполнительного органа (руководителя структурного подразделения), специалиста в финансовой организации, в Банке России, в федеральном органе исполнительной власти, осуществлявшем функции регулятора финансового рынка. Соискателем, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг, такая справка будет предоставляться только в отношении работников, наличие которых необходимо для осуществления планируемого им лицензируемого вида деятельности.
Проект устанавливает порядок рассмотрения документов, предоставленных соискателем в Банк России. В частности, в период срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии предусматривается проведение проверочных мероприятий по адресу соискателя, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, по установлению достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения лицензии и соответствия соискателя требованиям законодательства Российской Федерации. Проверочные мероприятия, согласно Проекту, могут осуществляться сотрудниками центрального аппарата и/или территориального учреждения Банка России.
Напомним, что Приказ ФСФР России № 11-5/пз-н предусматривает уведомление соискателя о проведении проверки посредством телефонной связи в день, непосредственно предшествующий дню прибытия группы инспекторов по адресу места нахождения, указанному в Анкете, а перед началом проверки руководитель группы инспекторов - вручение руководителю (иному уполномоченному руководителем лицу) соискателя лицензии копии приказа о проведении проверки. Проект такие процедуры не предусматривает и устанавливает, что копия приказа о проведении проверочных мероприятий направляется соискателю посредством факсимильной и/или электронной связи не позднее, чем за один рабочий день до проведения проверочных мероприятий.
Проект устанавливает, что не позднее 3 рабочих дней с даты принятия Банком России решения о выдаче лицензии уполномоченное структурное подразделение направляет подлежащую выдаче лицензию в адрес территориального учреждения Банка России по месту нахождения соискателя, которое, в свою очередь, в течение 5 рабочих дней с даты получения выдает ее соискателю.
Отметим, что в перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче лицензии Проект вносит изменения, в частности, дополняет его. Так, предлагается отказывать в выдаче лицензии, в том числе в случае необоснованного непредставления документов в ходе проведения проверочных мероприятий и (или) иного противодействия их проведению.
Также регламентируется порядок переоформления лицензии, в том числе порядок переоформления лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым им изменением особенностей и характера деятельности. Так, Проект устанавливает, что брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, либо лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, не имеющего права на основании договора на брокерское обслуживание с клиентом использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения другого брокера (агента), являющегося участником торгов и участником клиринга, вправе подать в уполномоченное структурное подразделение заявление о переоформлении указанной лицензии на лицензию на осуществление брокерской деятельности. Брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, согласно Проекту, вправе подать заявление о переоформлении указанной лицензии на одну из вышеупомянутых лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг. При этом такое заявление может быть подано брокером только в случае соответствия размера его собственных средств установленному нормативу достаточности собственных средств для брокера, имеющего лицензию на осуществление брокерской деятельности.
Отметим, что если при переоформлении лицензии в связи с изменением наименования, места нахождения, реорганизации лицензиата в форме преобразования решение о переоформлении принимается уполномоченным структурным подразделением в течение 15 рабочих дней с даты предоставления полного комплекта документов (в настоящее время, согласно приказу ФСФР России № 11-5/пз-н, с даты регистрации документов), то при переоформлении лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым им изменением особенностей и характера деятельности, устанавливается иной срок для принятия Банком России решения о переоформлении лицензии или об отказе в этом: не позднее чем через 60 рабочих дней с даты регистрации Банком России заявления и полного комплекта необходимых документов. Кроме того, в период рассмотрения заявления о переоформлении лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым им изменением особенностей и характера деятельности, согласно Проекту, сотрудники Банка России вправе в отношении брокера, представившего такое заявление, провести проверочные мероприятия.
Проект также регламентирует порядок выдачи дубликата лицензии, ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В приложениях к Проекту содержатся формы таких документов, как Анкета лица, которое в силу своей должности или иного положения может оказывать влияние на деятельность соискателя (лицензиата); Бизнес-план; формы следующих заявлений: предоставлении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; о переоформлении лицензии; о переоформлении лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым изменением особенностей и характера деятельности; на выдачу дубликата лицензии; о выдаче выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг; о внесении изменений в сведения о профессиональном участнике рынка ценных бумаг, содержащиеся в реестре профессиональных участников рынка ценных бумаг.