Внесены правки в положения, устанавливающие требования к стандартам саморегулируемой организации: базовым и внутренним.
Так, предусматривается, что проекты базовых стандартов по управлению рисками; корпоративного управления; внутреннего контроля; защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций; совершения операций на финансовом рынке должны быть разработаны саморегулируемой организацией в соответствии с установленными требованиями и представлены на согласование в комитет по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России (далее – комитет по стандартам). После их согласования комитетом по стандартам они направляются на утверждение в Банк России. Устанавливается, что базовые стандарты не подлежат государственной регистрации и применяются через десять дней со дня их размещения на официальном сайте Банка России в сети "Интернет", если иной срок данными стандартами не установлен.
При этом Законопроект определяет основные функции комитета по стандартам:
- выработка предложений о направлениях развития деятельности финансовых организаций;
- согласование базовых стандартов;
- осуществление экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении финансовыми организациями своей деятельности;
- взаимодействие по вопросам деятельности финансовых организаций с научными организациями, образовательными организациями, международными организациями.
Не менее чем две трети членов комитета по стандартам должны составлять представители саморегулируемых организаций по соответствующему виду деятельности финансовых организаций. В случае наличия нескольких саморегулируемых организаций, объединяющих финансовые организации, которые осуществляют один вид деятельности, в комитет по стандартам должно входить равное количество представителей каждой саморегулируемой организации. В состав комитета по стандартам должны входить представители Банка России, а также представители Министерства финансов РФ. Председатель комитета по стандартам избирается из числа его членов и освобождается от должности в порядке, установленном положением о комитете по стандартам. Положение об этом комитете утверждается Банком России.
В отношении внутренних стандартов саморегулируемой организации Законопроект, в частности, устанавливает, что они обязательны для исполнения членами саморегулируемой организации и, если это предусмотрено внутренними стандартами, ассоциированными членами саморегулируемой организации. Требования, установленные внутренними стандартами, не могут противоречить базовым стандартам.
Законопроект предусматривает право Банка России на основании письменного обращения саморегулируемой организации передать ей полномочия по получению от членов саморегулируемой организации отчетности, перечень которой устанавливается Банком России. Напомним, что в принятом в первом чтении законопроекте предусматривалась, помимо передачи вышеупомянутых полномочий, передача, в частности, полномочий по аттестации руководителей членов саморегулируемой организации и их работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, по утверждению программ квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на финансовом рынке и ряд других.
Законопроект вводит ассоциированное членство в саморегулируемой организации. Так, согласно Законопроекту, оно может быть предусмотрено уставом саморегулируемой организации и условиями членства в ней. Устанавливается, что ассоциированными членами саморегулируемой организации могут являться финансовые организации, являющиеся членами другой саморегулируемой организации того же вида, а также иные лица.
Увеличен срок, в течение которого саморегулируемая организация принимает решение о приеме финансовой организации в ее члены или об отказе в этом с указанием причин отказа. Такое решение будет приниматься в течение не 5, как предлагалось ранее, а 30 рабочих дней, следующих за днем получения предусмотренных данным законом документов.
Законопроект предусматривает, что Банк России вправе снизить предельный размер вступительного взноса члена саморегулируемой организации, в том числе в отношении отдельного вида саморегулируемой организации. Как и ранее, Законопроект содержит положение, согласно которому размер данного взноса не может превышать сто тысяч рублей.
К органам управления саморегулируемой организации Законопроект, помимо общего собрания ее членов, постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, исполнительного органа саморегулируемой организации, если формирование такого органа предусмотрено ее уставом, относит еще и руководителя саморегулируемой организации (единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации). Устанавливается, что представители Банка России не вправе входить в состав органов управления саморегулируемой организации.
Внесены правки в положения регламентирующие деятельность общего собрания членов саморегулируемой организации, постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и ее исполнительного органа. Например, из числа вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации, изъято рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой организации, на необоснованность принятого ее постоянно действующим коллегиальным органом управления решения о его исключении из членов саморегулируемой организации и принятие решения по такой жалобе.
В принятом во втором чтении Законопроекте внесены поправки, в частности, в требования к руководителю саморегулируемой организации. Например, в зависимости от того, какое высшее образование имеет кандидат на данную должность - высшее экономическое (юридическое) либо высшее техническое (математическое) – предъявляются требования к продолжительности его опыта руководства определенными организациями, в числе которых указывается финансовая организация. Так, при наличии высшего технического или математического образования он должен иметь опыт такого руководства не менее 5 лет. Устанавливается, что руководитель саморегулируемой организации не вправе одновременно занимать должность руководителя в иных саморегулируемых организациях.
Как и ранее предусматривалось, Законопроект закрепляет право саморегулируемых организаций, действующих на финансовом рынке, создать совет саморегулируемых организаций из числа руководителей саморегулируемых организаций. Основной целью его деятельности является координация интересов саморегулируемых организаций на финансовом рынке и их представительство в Банке России. Однако теперь Законопроект предусматривает, что положение о совете саморегулируемых организаций утверждается нормативным актом Банка России.
Изменен перечень некоммерческих организаций, в отношении которых предусматривается льготный порядок получения статуса саморегулируемой организации. Этот порядок устанавливается для некоммерческих организаций, осуществляющих не менее одного года (а не менее двух лет, как предусматривалось ранее) ко дню вступления в силу данного Федерального закона деятельность в статусе саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, созданной в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", саморегулируемой организации управляющих компаний, созданной в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Отметим, что принятый в первом чтении законопроект предусматривал такой льготный порядок еще и для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в статусе саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, созданных в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также саморегулируемой организации, объединяющей финансовые организации, осуществляющие несколько видов деятельности. Теперь этот перечень дополнен: данный порядок устанавливается также для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность саморегулируемой организации микрофинансовых организаций, созданной в соответствии с Федеральным законом "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", саморегулируемой организации негосударственных пенсионных фондов, созданной в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", саморегулируемой организации жилищных накопительных кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом "О жилищных накопительных кооперативах", саморегулируемой организации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". Для вошедших в перечень организаций требования о достаточном количестве финансовых организаций для получения статуса саморегулируемой организации, о наличии утвержденных Банком России базовых стандартов, требования к руководителю саморегулируемой организации применяются по истечении двух лет со дня вступления в силу данного Федерального закона.
К вышеупомянутым некоммерческим организациям при получении статуса саморегулируемой организации не применяется требование о представлении в Банк России сметы, которая отражает возможность осуществления саморегулируемой организацией своих функций и требования к составлению которой определяются Банком России.