Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018-2020

29 сентября 2017 года на официальном сайте Банка России был опубликован проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

Ознакомиться с информацией >>

Ссылка на источник >>

Обзор документа
В проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов освещены цели и принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, применение инструментов денежно-кредитной политики в 2017 году и 2018-2020 годах и действие трансмиссионного механизма, условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики в 2017 году. Также в проекте рассматриваются сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2018-2020 годах.

Отметим, что в проект, по сравнению с ранее опубликованным, были внесены изменения. По всему документу уточнена формулировка цели по инфляции – "вблизи 4%", в состав приложений включен график заседания Совета директоров Банка России на 2018 год, обновлены статистические данные, внесен также ряд других изменений.

Так, Банк России отмечает, что в предыдущие годы ключевыми задачами макроэкономической политики были стабилизация ситуации в реальном и финансовом секторах, снижение инфляции и оживление российской экономики после серии внешних шоков конца 2014 – начала 2016 года. В настоящее время, как отмечается в проекте, на этапе перехода экономики к росту, на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого развития в дальнейшем. Указывается, что ключевой задачей Банка России на текущем этапе, а также в период 2018–2020 гг. является закрепление темпов роста потребительских цен вблизи 4%, а также формирование доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

В документе отмечается, что после 2017 г. Банк России не будет устанавливать конкретных дат или временных периодов, когда оценивается достижение цели по инфляции, а будет стремиться к тому, чтобы годовая инфляция находилась вблизи 4% на постоянной основе.

Банк России продолжит активное разъяснение целей, принимаемых мер и результатов денежно-кредитной политики, а также публикацию своих оценок текущей экономической ситуации и прогнозов. Наряду с подготовкой широкого набора официальных публикаций и регулярными комментариями, отмечается, что Банк России уделяет большое внимание встречам, обмену мнениями с деловым, финансовым, экспертным, научным сообществом, представителями органов власти, планируя расширить такое взаимодействие на региональном уровне.

Отмечается, что Банк России продолжает работу по повышению качества финансового посредничества, принимая меры, направленные на расширение спектра и повышение доступности финансовых услуг при усилении защиты прав их потребителей, на внедрение новых технологий, а также повышение финансовой грамотности участников финансового рынка.

При рассмотрении работы первого звена трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Банк России отмечает, что на трехлетнем горизонте сохранится профицит ликвидности банковского сектора, ожидается увеличение его объема с 1,8–2,3 трлн руб. на конец 2017 г. до 2–3 трлн руб. по итогам 2020 года. При этом отметим, что ранее в проекте указывался иной объем профицита ликвидности банковского сектора на конец 2017 года: на уровне 1,4–1,9 трлн руб.

Также предусматривается, что регулятор продолжит начатый в 2017 г. процесс постепенного сужения круга активов, которые могут служить обеспечением по операциям рефинансирования. Реализация этого решения будет происходить поэтапно, начиная со снижения поправочных коэффициентов/повышения дисконтов по отдельным группам активов.

Раскрывая меры Банка России, способствующие улучшению работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, регулятор отмечает, что в 2017 г. для повышения ликвидности денежного рынка он оказал содействие запуску нового сегмента денежного рынка Московской Биржи, обеспечением на котором выступают клиринговые сертификаты участия (КСУ), было принято решение о допуске на денежный рынок корпоративных участников, что создаст условия для более эффективного перераспределения средств на нем, в том числе с участием некредитных финансовых организаций.

Сообщается, что Банк России проводит мероприятия по развитию рынка производных финансовых инструментов (ПФИ), реформу внебиржевого рынка ПФИ, которая направлена на повышение устойчивости данного сегмента рынка и расширение круга его участников. В частности, как отмечается, этому будет способствовать перевод стандартизированных внебиржевых деривативов на централизованный клиринг, что позволяет минимизировать кредитные риски по сделкам. При этом для внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, планируется введение маржинальных требований, которые предполагают внесение залога участниками рынка по занятым позициям.

При рассмотрении условий реализации и основных мер денежно-кредитной политики в 2017 году в доработанном документе, по сравнению с ранее предлагавшимся проектом, в частности, дополнительно указаны факторы укрепления рубля в 2017 году. Помимо упомянутых в ранее предлагавшемся проекте таких факторов, как повышательная динамика цен на нефть и сопутствующий приток валютной выручки экспортеров, теперь также упоминается, в частности, сохранение существенного положительного дифференциала процентных ставок внутри страны и за рубежом.

В рамках освещения сценариев макроэкономического развития и денежно-кредитной политики в 2018–2020 годах, регулятор, формируя прогноз на ближайшие три года, полагает, что набор и характер действия фундаментальных факторов, оказывающих влияние на ситуацию в российской экономике и динамику цен, значимо не изменятся. Темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5–2%.

Также отмечается, что структура экономического роста не претерпит существенных изменений. На прогнозном горизонте во всех сценариях расширение потребительского спроса по сравнению с инвестиционным спросом будет происходить более быстрыми темпами. Рост инвестиций останется умеренным как из-за дефицита новых конкурентоспособных инвестиционных проектов, так и в условиях сохраняющихся институциональных проблем, увеличивающих стоимость инвестиционных проектов и ограничивающих горизонт планирования. В документе отмечается, что в результате в случае отсутствия мер структурной политики переход к инвестиционной модели развития не начнется при сохранении сырьевой модели экономики.

В рамках рассмотрения внутренних экономических условий на прогнозном горизонте, отмечается, что по мере закрепления инфляции вблизи целевого уровня 4% Банк России видит потенциал для снижения ключевой ставки. На среднесрочном горизонте равновесный уровень реальной процентной ставки для России оценивается в 2,50–3,00%, что предполагает возможность снижения номинальной ключевой ставки до 6,50–7,00% при сохранении инфляции вблизи 4%.

В отношении внешнеэкономических условий на прогнозном горизонте предусматривается, что в указанный период сохранятся международные финансовые санкции, а их сдерживающее влияние продолжит ослабевать с учетом уже произошедшей адаптации к ним российских реального и финансового секторов.

Отмечается, что Банк России продолжит уделять большое внимание повышению устойчивости банковского и финансового секторов в целом, развитию национальной платежной системы, обеспечивая их способность обслуживать экономические отношения при любых изменениях внешней условий.

Регулятор ожидает, что привлекательность вложений в активы стран с формирующимися рынками, а также в рублевые активы сохранится, уровень процентных ставок на мировых финансовых рынках будет оставаться относительно низким, с тенденцией к плавному повышению. В этих условиях и при отсутствии непредвиденных шоков потоки портфельных инвестиций будут в основном направлены в страны с формирующимися рынками, а премии за риск на их активы, в том числе рублевые, будут в среднем сопоставимы с уровнем 2017 года. Не исключается возникновение эпизодов временной волатильности мировых финансовых рынков и потоков капитала под влиянием как экономических, так и геополитических факторов. При этом отмечается, что российские активы будут оставаться одними из наиболее привлекательных для вложений среди стран с формирующимися рынками, учитывая невысокий уровень государственного долга, достигнутую стабилизацию экономический ситуации, в том числе мерами макроэкономической политики, переход к положительным темпам роста экономики и снижение инфляции.

В документе представлены также сценарные развилки среднесрочного прогноза.

Так, Банк России закладывает в базовый сценарий постепенное снижение цены на нефть марки Urals до 40 долл. США за баррель к середине 2018 года. Предполагается сохранение средних цен на нефть в реальном выражении вблизи этого уровня на всем прогнозном горизонте. Среднегодовая номинальная цена на нефть при этом составит 44 долл. США за баррель в 2018 г. и около 42 долл. США за баррель в 2019–2020 годах.

В доработанном проекте, в частности, дополнительно указывается, что при относительно неблагоприятных условиях внешней торговли, сохранении текущей сырьевой направленности структуры экономики и невысоких потенциальных темпах ее роста на среднесрочном горизонте отсутствуют предпосылки для продолжения фундаментального укрепления рубля, наблюдавшегося в 2017 году.

В альтернативном сценарии Банк России рассматривает постепенное увеличение цен на нефть марки Urals до 60 долл. США за баррель в среднем за 2020 г. в предпосылке о более динамичном росте глобальной экономики и спроса на энергоносители, в том числе за счет Китая, а также продлении соглашений об ограничении добычи нефти в 2018 году.

По сравнению с предлагавшимся ранее проектом, при описании альтернативного сценария, в частности, дополнительно сообщается, что курс рубля сложится несколько выше, чем в базовом сценарии, однако учитывая применение бюджетного правила Минфином России, формирования тенденции к укреплению рубля в среднесрочной перспективе в прогнозе не предполагается.

Как в базовом, так и в альтернативном сценарии Банк России будет постепенно снижать ключевую ставку, при этом обеспечивая закрепление годовой инфляции вблизи 4%.
Категории:
Финансовые инструменты | Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Банк России
Стадии:
Опубликование
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта